Пара | ||||
посылок | А | I | f | О |
АА | (22) | |||
AI | © | |||
IA | @ | |||
АО | i | © | ||
ОА | © | |||
И | © | |||
® | ||||
OI | © | |||
(§) | ||||
ОЕ | ||||
ЕО | ||||
АЕ | @ | |||
IE | © | |||
ЕЕ | © |
Заимствовано из: Begg and Denny, 1969.
Абстракции формальной логики, обозначенные типами высказываний А, Е, I и О, можно легко представить в виде диаграмм, показанных на Рис.13.44.
4Эти оригинальные фигуры были разработаны Леонардом Эйлером, чтобы упростить изучение законов формальной логики для его ученицы, немецкой принцессы, у которой были трудности с пониманием абстрактной природы формального мышления.
Мышление, раздел 1: формирование понятий, логика и принятие решений
А. Все А суть В.
I. Некоторые А суть В.
Е. Никакое А не суть В.
В
Рис. 13.4.
О. Некоторые А не суть В.
Бегг и Денни утверждают, что в случае только что рассмотренного эффекта атмосферы испытуемых соблазняет входящий в высказывания включающий термин "все". Высказывание "Все А суть В", видимо преобразуется в сознании испытуемого как "А эквивалентно В". Черазо и Про-витера (Ceraso and Provitera, 1971), которые изучали причины ошибок в силлогистических рассуждениях, предполагают, что испытуемые делают в них ошибки не столько из-за эффекта атмосферы, сколько из-за того, что у них ошибочное представление о том, что означает посылка, особенно посылка общего включения. В своих экспериментах они показали, что чем больше альтернатив генерируется набором посылок, тем труднее силлогизм. Они заключили, что ошибки испытуемых не есть следствие их нелогичного рассуждения, но следствие некорректного восприятия логической структуры.
|
|
Джонсон-Лэард и Стидман (Johnson-Laird and Steedman, 1978) также показали, что форма силлогизма оказывает сильное влияние на делаемое заключение. Конкретно, силлогизм типа:
Некоторые из родителей суть ученые. Все ученые суть водители.
Родители
Водители
Ученые
склоняет к выводу, что "Некоторые из родителей суть водители" в предпочтение перед равно достоверным выводом, что "Некоторые из водителей суть родители". На языке символов, к которому мы уже прибегали, силлогизм А-В,В-С способствует выводу А-С, тогда как силлогизм В-А,С-В
Мышление и интеллект - естественный и искусственный 436
способствует выводу С-А. Кроме того, авторы сообщают, что это явление происходит в аудитории столь удаленных друг от друга университетов, как Чикаго, Нью-Йорк, Эдинбург, Падуа и Ниймеген!
|
|
Для когнитивной психологии в исследовании Джонсона-Лэарда и Стид-мана особенно интересны их выводы о мысленных репрезентациях силлогистических посылок.
Например, один испытуемый представлял себе утверждение "Все художники суть пчеловоды", вообразив сначала произвольное количество художников и затем "пометив" каждого из них как пчеловода. Один испытуемый, когда его спросили, как он решал задачу, ответил: "Я вообразил много маленьких художников в этой комнате и представил, что у них у всех надеты маски от пчел". Внутренняя репрезентация этой посылки может выглядеть так:
художник художник художник
пчеловод пчеловод пчеловод (пчеловод) (пчеловод)
Произвольное количество художников помечены как пчеловоды, и есть также несколько пчеловодов, не являющихся художниками. Стрелками на схеме Джонсона-Яэирда показаны семантические связи классовой принадлежности. (В данном примере они обозначают отношение есть в высказывании "Каждый художник есть пчеловод".) Вышеуказанную связь (Все А суть В) можно далее представить символически:
а а
4- 4-
b b
(Ь)
что опознается как посылка типа А. Посылка типа I, "Некоторые А суть В" представляется так:
а (а)
b (b)
Посылка E, "Никакое А не суть В":
а а
i i
b b Посылка О, "Некоторые А не суть В":
а (а) l l b (b)
Если вторая посылка имеет вид "Некоторые пчеловоды суть химики", то форма силлогизма будет следующей:
Мышление, раздел 1: формирование понятий, логика и принятие решений
Все художники суть пчеловоды. Некоторые пчеловоды суть химики.
или в символическом виде:
Все А суть В а а
4- 4
Некоторые В суть С b b (b)
4, ф с с (с)
Что часто приводит к неверному выводу:
Некоторые из художников суть химики.
Формулируя вывод, испытуемый старается проследить путь между конечными элементами в своей репрезентации частей силлогизма. Эта ситуация во многом напоминает решение задачи на мысленное картирование (например, определение кратчайшего пути в Бостон, Сан-Франциско, Атланту). Если есть хотя бы один положительный путь, то, вероятно, будет сделан неверный вывод; в силлогизме "художники-пчеловоды-химики" таким неверным выводом будет то, что некоторые художники суть химики.
Изучение этого вопроса продолжили Клемент и Фэлмань (Clement and Falmagne, 1986); они провели интересное исследование, в котором связывали логическое рассуждение со знанием о мире и мысленными образами. По существу, эти экспериментаторы варьировали степень образности терминов и "связность" условных утверждений в силлогизмах. Вы, вероятно, помните из нашего обсуждения в Главе 9, что слова различаются по степени своей образности (например, образность слова beggar ("нищий") больше, чем у слова context ("контекст")). Связность показывает, насколько легко или естественно можно связать два действия. Примером использования в логическом силлогизме высокой образности может быть утверждение "Если этот человек хочет простой пончик, то...", а примером использования малой образности — "Если эта женщина реорганизует структуру компании, то...". Примеры утверждений с сильной и слабой связностью соответственно: "Если этот человек хочет простой пончик, то он идет в булочную через перекресток" и "Если этот человек выгуливает свою охотничью собаку, то он расстраивается из-за укуса насекомого". Клемент и Фэлмань использовали в силлогистических задачах все четыре возможных комбинации силлогистических утверждений (т.е. большая образность — сильная связность, большая образность — слабая связность, малая образность — сильная связность и малая образность — слабая связность). Они обнаружили, что утверждения с большой образностью и сильной связностью решались значительно лучше, чем другие формы; учитывая то, что мы знаем о сильном влиянии образности и связности на образование внутренних репрезентаций реальности, а также вышеописанную теоретическую модель Джонсона-Лэарда, этот вывод вполне логичен.
|
|
Исследования силлогизмов показывают, что в силлогистических задачах (и предположительно также в менее формальных видах логического
Мышление и интеллект - естественный и искусственный 438
мышления) люди делают выводы, формируя сначала внутренние репрезентации посылок — иногда вымышленные репрезентации. После того как внутренние репрезентации сформированы, к ним можно применить логическое мышление. Если репрезентация или эвристика нуждается в проверке (как в случае посылки "Все художники суть пчеловоды"), тогда для логической проверки вывода нужно попробовать разорвать пути5 между посылками и выводом.
Содержание. То, что содержание аргументации можно изменять, оставляя неизменной ее форму, также стало полезным инструментом для анализа процессов мышления. Так, содержание знакомого нам силлогизма:
Все люди смертны. Сократ — человек. Следовательно, Сократ смертен,
можно оценить, сравнив ту же самую форму, но с другим содержанием:
Все люди нравственны.
Гитлер — человек.
Следовательно, Гитлер нравственен.
Если посылки этих силлогизмов верны, то верны и их заключения, даже если с одним выводом труднее согласиться, чем с другим.
Влияние содержания на оценку достоверности аргументации напоминает о том, что когнитивный процесс не является простым и что на него также значительно влияют знания, хранящиеся в долговременной памяти. Во всей этой книге мы видели множество примеров того, как эти знания влияют на (а во многих случаях даже определяют) свойства восприятия, кодирования, хранения и преобразования информации. Так что не следует удивляться, что на оценке достоверности силлогистических высказываний об известных нам вещах может отражаться содержание долговременной памяти.
То, что существует тенденция соглашаться с выводом неверного силлогизма, если этот вывод совпадает с мнением судящего, проверили Дже-нис и Фрик (Janis and Frick, 1943). В их эксперименте студентов-выпускников просили ценить "здравость" аргументов, где под здравостью имелось в виду, что вывод логически следует из посылок. Вот примеры предъявлявшихся им силлогизмов:
|
|
Многие ярко окрашенные змеи ядовиты. Медноголовый щитомордник не является ярко окрашенным. Следовательно, медноголовый щитомордник не является ядовитым.
Некоторые русские идеалисты. Все большевики русские. Следовательно, некоторые большевики идеалисты.
5То есть субъективную связь.— Прим. ред.
Мышление, раздел 1: формирование понятий, логика и принятие решений
Все поэты умирают молодыми, но некоторые профессора старые, так что можно заключить, что не все профессора поэты
Несомненно, что некоторые химические соединения ядовиты Все сорта пива содержат химическое соединение алкоголь Следовательно, некоторые сорта пива ядовиты
Некоторые ядовитые твари кусаются Мышьяк не тварь Следовательно, мышьяк не ядовит
После того как испытуемые соглашались или не соглашались с каждым из этих силлогизмов, их просили перечитать вывод и указать, согласны они с ним или нет Результаты показали, что испытуемые делают ошибки в направлении их личной склонности к тому или иному выводу6 Так, что избитая фраза "Не смущайте меня фактами, я уже все решил" для некоторых людей при некоторых обстоятельствах является верной
Модель поэтапного анализа Интерес к формальному мышлению не помешал появлению новых теоретических моделей Одна из них, разработанная Эриксоном (Enckson, 1974), особенно подходит для когнитивной психологии и информационного подхода Его теория называется "теория группового анализа формального мышления", или "поэтапный анализ", и является дальнейшей разработкой эффекта атмосферы Согласно Эриксону, силлогистический вывод — сложный процесс, включающий как минимум три этапа
1 Интерпретацию посылок
2 Сочетание посылок после интерпретации
3 Выбор словесного обозначения для описания этой интерпретации
Такое представление о ряде последовательных этапов дает исследователям рабочую схему для силлогистического анализа
Гипотетические процессы каждого этапа проиллюстрированы на Рис 13 5 На первом этапе посылка "Все P суть М" может означать, что P является субъектом для M (обведенное P внутри обведенного М) или что P и M идентичны (Р и M обведены в одном круге) На следующем этапе (где интерпретированные посылки объединяются) показано отношение подмножества к надмножеству Заключительная стадия — это словесное обозначение группы отношений S и P Единственное высказывание, общее для всех сочетаний групповых отношений, это — "Некоторые S суть Р", и следовательно, оно является единственным достоверным выводом До сих пор теория Эриксона подкреплена экспериментально всего несколькими исследованиями, данные которых подтверждают, что формальное мышление можно анализировать поэтапно Кроме этого, Эриксон представил данные, которые показывают, что выбор вывода испытуемым можно предсказать, исходя из особенностей его мышления на Этапе I и Этапе II
6Этому раннему эксперименту не хватает изощренности, свойственной совре менному построению экспериментов
Мышление и интеллект - естественный и искусственный 440
Заявия; Зшшшь wjwçm госшзк (игш здоздод* <ть т щттъщ т
Этап k Интерпретация йабьЛв*:
s i
1 а 4
2113 204
Bfcsseyft&p v Рис* 13'5* пр°'
щи* цесс вывода зак-
п№ФЩ№&§с?юъ& лючения из посы-
iiitiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiititiitititriiiiiiiiiiiiiiiiiiiigiiMiitiiiittiiiittiiiitiitiiiiiiiiiiiiiiitiiiuiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii......t лок силлогизма
Паздчес(й10 щлаод: И«к10т<!1^а& 8 с*^ P Адаптировано из
' Enckson (T974)
Индивидуальные U культурные различия. Третья переменная формального мышления, которую не все считают истинной независимой переменной, это влияние индивидуальных различий Некоторые зкспери ментаторы отмечают, что более старые и менее образованные испытуемые не справляются с вопросами на рассуждение, особенно если их содержание носит эмоциональный оттенок (Nehrke, 1972), другие сообщают, что "расторопные" испытуемые способны уделять внимание форме аргументации, но не его содержанию (Nehrke, 1972)
Некоторые исследователи изучали культурные особенности формального мышления Мы вернемся к этому ниже при рассмотрении темы этнических аспектов мышления
Мышление, раздел 1 формирование понятий, логика и принятие решений
kX
Принятие решений