
Рис. 14.10. Воспроизведение шахматных и цифровых стимулов детьми и взрослыми. Взято из: M.T.Chi,"Knowledge Structures and Memory Development'. In: R.S.Sie-ger, Ed, Children's Thinking: What Develops? (Hillsdale, N.J.: Erlbaum, 1978).
' ^
Мышление, раздел 2: решение задач, творчество и человеческий интеллект
1977, 1982, 1985), основанную на признаках информации; она сходна с теориями, которые обсуждались в главе, посвященной семантической памяти. Эту модель можно проиллюстрировать на следующем примере:
Вашингтон: 1:: Линкольн (а- 10, Ь- 5)
Вашингтон может быть закодирован (1)как Президент (1-й), (2)как личность, запечатленная на деньгах (банкнота в 1 доллар), и (З)как герой (Американской революции).
"1" можно закодировать (1)как число (единица), (2)как порядковый номер (первый) и (3) как количество (1 штука).
Линкольн может быть закодирован (1)как Президент (16-й), (2)как личность, запечатленная на деньгах (5-долларовая банкнота) и (З)как герой (Гражданской войны). \
"10" можно закодировать (1)как число (десять), (2) как порядковый номер (десятый) и (З)как количество (10 штук).
"5" можно закодировать (1)как число (пять), (2) как порядковый номер (пятый) и (З)как количество (5 штук).
Кроме семантических репрезентаций, показанных выше, информацию в задачах можно представлять картинно; так, задачу равенства отношений, по условиям которой черный квадрат находится внутри белого круга, можно представить на языке формы, положения или цвета.
На материале подобных задач Стернберг (1985) разработал теорию интеллекта, согласно которой интеллект можно разделить на 5 типов компонент: метакомпоненты, компоненты деятельности,, компоненты приобретения, компоненты удержания и компоненты передачи. Компонен- ты — это этапы, через которые надо пройти человеку, чтобы решить задачу. Метакомпоненты — это знания человека о том, как решать задачу. Поскольку метакомпоненты составляют основу решения многих концептуальных задач, Стернберг считает, что они связаны с общим интеллектом. Он продолжает изучение тех ролей, которые различные компоненты играют в задачах на рассуждение, таких как аналогии, а также то, как с развитием человека возрастает сложность этих компонентов и метакомпонен-тов. Для изучающих когнитивную науку представляет особый интерес его общая схема, в которой теории интеллекта и тесты на интеллект четко выделяются на когнитивной почве.
Мышление и интеллект - естественный и искусственный 490






