УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине
«СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
для специальностей 5В010500 «Дефектология»
Караганда 2012
Составитель: Рымханова А.Р. – ст. преподаватель кафедры
социальной адаптации и педагогической коррекции, м.п.н.
Курс «Специальная психология» направлен на расширение научного кругозора будущих специалистов и качество их теоретической подготовки к педагогической деятельности.
В данном курсе рассматриваются основные категорий специальной психологии, классификация и параметры дизонтогенеза, даются клинические, физиологические, психологические и педагогические характеристики детям с особыми образовательными потребностями.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Специальная психология» для специальностей 5В010500 «Дефектология», /Сост.А.Р.Рымханова, Караганда: Изд-во КарГУ, 20012 - 80 с.
© Карагандинский государственный университет, 2012
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ - SYLLABUS
1.1 Данные о преподавателе:
Рымханова Айнагуль Рымбековна
|
|
ainagul_rymhanova@mail.ru
8.30 – 16.30
1.2 Данные о дисциплине:
Специальная психология
3 кредита
Выписка из учебного плана
Форма обучения | Срок обучения | Курс | Семестр | Кредиты | Лекции | Семинары | СРСП | СРС | Всего | Форма контроля |
очная | экзамен | |||||||||
очная | экзамен | |||||||||
заочная | экзамен | |||||||||
заочная | 12+28 | 0+20 | экзамен |
1.3 Пререквизиты: система знаний и навыков полученные по курсам: общая психология, введение а специальность, генетика, невропатология, психопатология, клинические особенности детей с отклонениями в развитии. Иметь навыки применения теоретических знаний на практике при решении ситуативных задач, составлении и анализе анамнезов и характеристик, подготовке рефератов.
1.4 Постреквизиты: Студенты получают знания об основных категориях детей с нарушениями психического развития; об отралсях специальной психологии, изучающих вопросы раличных типов отклоняющегося развития; о причинах возникновения врожденных приобретенных аномалий; получают углубленные знания о заболеваниях, их этиологию, патогенез и классификацию; овладевают основами дифференциальной диагностики; учатся определять основные формы и методы коррекционно-воспитательной работ, направленные на разностороннее физическое и психическое развитие детей.
1.5 Краткое описание дисциплины:
Целью курса является формирование у студентов теоретических знаний формирование у студентов теоретических знаний о закономерностях и своеобразии психического развития основных категорий детей и лиц с особыми потребностями.
|
|
Задачи изучения дисциплины:
1. раскрытие основных закономерностей и проявлений психики, присущих как нормально развивающимся, так и детям с отклонениями в развитии;
2. раскрытие специфических особенностей психического развития различных категорий аномальных детей;
3. формирование умений изучения психических процессов и личностных особенностей детей с отклонениями в развитии;
4. формирование научного мировоззрения студентов;
5. формирование необходимых профессиональных качеств психолога.
Результаты обучения
В процессе овладения курса «Специальная психология» студенты должны:
· знать особенности психического развития всех категорий детей с ООП;
· овладеть методикой психического изучения особенностей познавательной сферы и личности детей с ООП;
· овладеть навыками самостоятельного наблюдения за учащимися;
· самостоятельно осуществлять обследование учащихся;
· усвоить знания психологических особенностей детей с разными категориями аномального развития;
· усвоить специфику коррекционной работы;
· сформировать умения определения категории аномального развития на основе представленных психолого-педагогических характеристик.
1. 7 График выполнения и сдачи заданий по дисциплине
№ | Виды работ | Цель и содержание задания | Ссылка на список рекомендованной литературы | Продол-жительность выполнения | Баллы (согласно рейтинг-шкале) | Форма контроля | Форма отчетности | Сроки сдачи |
Подготовка конспекта по заданной теме | Соответствует плану семинарского занятия | Исп. литературы, реком. для семинарских занятий | 1 семестр | 10 баллов | Проверка конспектов, устный опрос- беседа | Конспекты лекций | На семинарском занятии, согласно графика изучения дисциплины | |
Выполнение задания по СРСП,СРС (решение психологических за-дач) | Согласно плана СРСП, СРС | Использование литературы, рекомендованную для СРСП,СРС | 1 семе-стр | 10 баллов | оценивается вып. задания СРСП, СРС решение задач и устный ответ | Глоссарий, каталоги, ситуац. Задачи, рефераты | Согласно графика СРСП, СРС | |
Посещение лекций | Согласно расписания лекций | Использование литературы, рекомендованную для СРСП | 1 семестр | баллов | оценивается актьивное посещение на лекциях | Конспекты лекций | Согласно графика СРСП и СРС | |
Рубежный контроль | Согласно расписания сдачи РК | Использование литературы, рекомендованную для | 30 минут | 30 баллов | Рубежный контроль | тест | Согласно графика РК | |
Экзамен | Комплексная проверка знаний по изу-чаемой дисциплине | Рекомендуемая в УМК | 40 минут | 40 баллов | Итоговый контроль по результатам тестирования | тест | Согласно расписания сессии |
1.8 Список литературы:
Основная литература:
1. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М., 1997.
2. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1982.
3. Гилленбранд К. Коррекционная педагогика /пер. с нем. Н. А. Горловой; науч. ред. Н. М. Назарова. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 240 с.
4. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. - М.: Академия, 2010. - 301 с.
5. Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. Основы специальной психологии.- Москва, 2003.
6. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии. - СПб.: КАРО, 2008. - 331 с.
7. Коррекционная педагогика. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.-382 с.
8. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии.- М., 1990г.
9. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – СПб., 1998.
10. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — М., 1983.
|
|
11. Настольная книга педагога – дефектолога. / Т. Б. Епифанцева и др. - Изд. 4-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 565 с.
12. Нет "необучаемых" детей: книга о раннем вмешательстве /под ред.: Е. В. Кожевниковой, Е. В. Клочковой. - СПб.: КАРО, 2007. - 347 с.
13. Новоторцева Н. В. Коррекционная педагогика и специальная психология. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - СПб.: Каро, 2006. - 138 с.
14. Никуленко Т. Г.,Мишина Г. А. Коррекционная и специальная педагогика. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 137 с.
15. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.- М., 1986.
16. Психология глухих детей \\ Под ред. И.Т.Соловьева, Ж.И.Шиф, Т.В.Розановой, Н.В.Яшковой.- М., 1977.
17. Психология и психоанализ характера: Хрестоматия/ Сост. Д. Я. Райгородский. — Самара, 1997.
18. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и школьного возраста. – М., 1998.
19. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского - М., «Академия», 2005.
20. Тебенова Қ. С. Арнайы психология. - Алматы: Дәуір, 2011. - 263 б.
21. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – Москва – Минск, 2005.
Дополительная литература:
22. Айзенберг Б.И.,Кузнецова Л.В. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития: Психотерапия в дефектологии. – М., 1992.
23. Айзенберг Б.И.,Кузнецова Л.В. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития: Психотерапия в дефектологии. – М., 1992.
24. Басилова Т. А, Использование игры и изобразительной деятельности в развитии социально-бытовой ориентации слепоглухих детей // Дефектология. — 1995. — № 6.
25. Басилова Т. А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложными сенсорными и множественными нарушениями // Дефектология. —1996. - № 3.
26. Басилова Т. А. Развитие игры у слепоглухих детей // Дефектология. —1994. - № 2.
27. Басилова Т. А. Условия формирования первоначальных жестов у слепоглухонемых детей // Дефектология. 1987. № 1.
28. Башина В. М. Ранний детский аутизм // Альманах «Исцеление». — М., 1993.
29. Белякова Л. И., Гаркуша Ю. Ф., Усанова О. Н., Фигередо Э. Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. — М., 1991
|
|
30. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР, М., 2002 г.
31. Боскис М. Учителю о детях с нарушениями слуха.- М., 1988
32. Браун Н. Психологические факторы принятия себя родителями слепоглухонемых детей// Дефектология.1997. №2.
33. Ван Дайк Я. Воспитание и обучение слепоглухих как особой категории аномальных детей // Дефектология. — 1997. № 2.
34. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии.
35. Власенко И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. — М., 1990.
36. Глухов В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи \\ Недоразвитие и утрата речи. – М.,1985.
37. Гончарова Е. Л. Формирование базовых компонентов читательской деятельности у детей с глубокими нарушениями зрения и слуха // Дефектология. - 1995. - N9 4.
38. Гончарова Е.Л. Изобразительная деятельность слепоглухого ребенка, овладевающего словесной речью // Дефектология. — 1986. — № 6.
39. Григорьева Л.П.,Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. - М., 1990.
40. Гуровец Г.В., Маевская С.И. Генезис, клиника и основные направления работы при моторной алалии \\ Недоразвитие и утрата речи. – М.,1985.
41. Детский аутизм: Хрестоматия / Сост. Л. М. Шипицына. — СПб., 2001.
42. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков \\ Под ред. С.А.Беличевой. — М, 1999.
43. Ермаков В.П., Якунини Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М., 1990.
44. Ерсарина А.К. Дети с трудностями в обучении. – Алматы, 2001.
45. Жукова Н.С.,Мастюкова Е.М.,Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
46. Зайцева И.А., Кукушин, В.С. Ларин Г.Г.,Румега Н.А., Шатохина В.И. Коррекционная педагогика. – Москва - Ростов на Дону, 2004.
47. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральными параличами в семье. — М., 1993.
48. Каган В.Е. Аутизм у детей. — М., 1981.
49. Катаева А.А., Басилова Т.А., Гончарова Е.Л. О некоторых аспектах изучения психического развития слепоглухих детей, потерявших слух и зрение на разных этапах онтогенеза: Дифференцированный подход при обучении и воспитании слепоглухонемых детей. - М.,1990.
50. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. — М., 2001.
51. Коррекционная педагогика: Учеб. пособие. – М., 1998.
52. Лебединская К. С., Никольская О. Н. Диагностика раннего детского аутизма.
53. Лебединская К. С., Никольская О. С., Баенская Е.Р. и др. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. — М., 1985.
54. Лебединская К. С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. — М., 1988.
55. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1990.
56. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М,2001
57. Леонгард К. Акцентуированные личности. — Ростов, 1997.
58. Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ЗПР, М., 2000 г.
59. Мастюкова Е.М. Основы клинической типологии и медицинской коррекции общего недоразвития речи у дошкольников: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. – М,1991.
60. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии.- М., 1992.
61. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети: Развитие психики в процессе формирования поведения. – М.,1974.
62. Намазбаева Ж.И. Развитие личности умственно отсталых школьников.- А-А, 1976
63. Никольская О. С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. - 1995. — №1.
64. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: Пути помощи. — М., 1997.
65. Нұрманбетова У.Е.,Тебенова Қ.С., Омарова Н.Н., Мамандыққа кіріспе. – Қарағанды, 2006.
66. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата \\ Под ред. Т. А. Власовой. - М., 1985.
67. Павлова О.С. Нарушения коммуникативного акта у детей с общим недоразвитием речи: Психолингвистика и современная логопедия.М.,1998.
68. Переслени Л.И., Фотекова Т.А. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и задержкой психического развития \\ Дефектология,1993, №5.
69. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения. – М., 1998.
70. Развитие логического мышления и особенности усвоения основ наук слабослышащими школьниками \\ Под ред. И.М.Гилевич, К.Г.Коровина. – М., 1986.
71. Ранний детский аутизм: Сб. науч. трудов / Под ред. Т.А.Власовой, В.В.Лебединского, К.С.Лебединской. — М., 1981.
72. Розанова Т. В. Методы психолого-педагогического изучения глухих детей со сложным дефектом //Дефектология. — 1992.— №2—3.
73. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. – М., 1978.
74. Рымханова А.Р. және т.б. Дисгармониялық дамудың себептері мен патологиялық мінез-құлықтар классификациясы.// VІІІ Сатпаевские чтения: Матер.междунар.научно-практ. Конф. молодых ученых. Т.17. Часть І–Павлодар: ПГУ им.С.Торайгырова, 2008.-С.47-52.
75. Рымханова А.Р. және т.б. Девиантное поведение у подростков: причины и пути коррекции. //Современное состояние и перспективы развития науки, образования в Центральном Казахстане: Матер.междунар.научно-практ. Конф.(1-2 октября)- Караганда Изд-во КРУ,2008.-С. 579-581.
76. Рымханова А.Р. және т.б. Балаларда кездесетін асинхрондық психикалық даму.// Совр. состояние и перспективы развития науки, образования в Центр. Казахстане: Матер. междунар.научно-практ. Конф.- Караганда, Изд-во КРУ, 2008.-С. 555-557.
77. Рымханова А.Р. және т.б. //Церебральды салға шалдыққан балалардың эмоция-ерік салаларының даму ерекшеліктері. Білім беру жүйесіне мамандарды даярлаудың заманауи мәселелері: 2б. Респ. ғылыми-әдіст. Конф. матер.1-б.-Қарағанды: ҚарМУ басп., 2010.-Б.24-27.
78. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: олигофренопедагогика / под ред. Б. П. Пузанова. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 269 с.
79. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. - 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 395 с.
80. Селиверстов В.И. Заикание у детей. – М.,1994.
81. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М., 1985.
82. Синяк В.А.,Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка. – М., 1975.
83. Скороходова О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. — М., 1990.
84. Соколянский И. А. Обучение слепоглухонемых детей // Дефектология. — 1989.-№2.-С. 75-84.
85. Соколянский И. А. Усвоение слепоглухонемым ребенком грамматического строя словесной речи // Дефектология. — 1999. — № 2.
86. Спиваковская А. С. Нарушения игровой деятельности. — М., 1980.
87. Сулейменова Н.А. Диагностика психического развития в раннем возрасте. Алматы, 2000 г.
88. Сурдопедагогика \\ Под ред. М.И.Никитиной.- М., 1989.
89. Тигранова Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей. – М., 1978.
90. Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте - М.,1986.
91. Ульенкова У.З. Шестилетние дети с ЗПР, М., 1990 г.
92. Усанова О.Н., Слинько О.А. Опыт формирования коллектива учащихся младших классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи: кррекционно – развивающая направленность обучения и воспитания детей с нраушениями речи. – М.,1987.
93. Федосеева Е.Г. Формирование коммуникативных умениий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореферат канд. дис. – М.,1995.
94. Филипс К. Мама, почему у меня синдром Дауна? - М., 1998.
95. Фотекова Т.А. Сравнительное исследование особенностей познавательной деятельности при общем недоразвитии речи при задержке психического развития у младших школьников: Автореферат канд. дис. псих. наук.– М.,1993.
96. Ярмоленко А.В. Очерки психологии слепоглухонемых. – Л.,1961.
97. Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей. – М., 1988.
Периодические издания:
1. Журнал «Дефектология» 1990- 2012 гг..
2. Журнал «Дошкольное и начальное образование» 1990-2012 гг.
3. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» 2000- 2012 гг.
4. Журнал «Специальная психология» 2002-2012 гг.
5. Журнал «Коррекционная педагогика» 2002-2012 гг.
6. Журнал «Психология. Социология. Дефектология» 2005-2012 гг.
7. Журнал «Специальное образование в Казахстане» 2009-2012 гг.
Интернет - ресурсы:
1. http://www.edu.gov.kz›index.php?id=261
2. http://www.science-fund.kz›?
3. http://www.satr.kz
4. http://www.invalid.kz›modules/editor/editor
5. http://www.www.ikprao.ru.
6. http://www.socpolitika.ru/rus/conferen
1.9 Информация по оценке уровня знаний студентов, шкала оценки знаний критерии оценки знаний, требования к выполнению заданий:
Рейтинговая шкала оценки знаний студентов
Форма контроля | Баллы |
Текущий | 15-30 |
Рубежный | 15-30 |
Итоговый | 20-40 |
Всего: | 50-100 |
Критерии оценки знаний, требования к выполнению заданий:
Текущий контроль предназначен для стимулирования ритмичной работы студента. Текущий рейтинг студента складывается из баллов, полученных за:
- активное участие и ответы на занятиях;
- выполнение домашних заданий;
- качественное ведение конспектов лекций;
- посещаемость учебных занятий.
Для участия в рубежном контроле студент должен набрать рейтинг по текущему контролю - 30 баллов.
Рубежный контроль предназначен для подведения итогов самостоятельной работы студентов по изучению разделов дисциплины. Промежуточный рейтинг студента складывается из результатов, полученных за выполнение тестовых заданий.
Для участия в итоговом контроле студент должен набрать рейтинг по рубежному – 30 баллов.
Итоговый контроль в форме тестирования предназначен для систематизации знаний по дисциплине.
Тестирование – это закономерный итог применения рейтинга, вытекающий из блочно-рейтинговой системы. Тестирование в сочетании с рейтингом является наиболее оптимальной формой аттестации.
Для получения итоговой оценки студент должен набрать – 40 баллов.
1.10 Политика и процедура курса отражают административные требования, предъявляемые студентам в процессе изучения дисциплины:
-студенты не должны опаздывать на занятия;
- без причины пропускать занятия;
- вовремя отрабатывать пропуски занятий, согласно графика приема отработок преподавателем;
- в аудитории вести себя согласно общественным нормам поведения в вузе;
- предоставлять выполненные задания и работы в намеченный срок преподавателем;
- не должны опаздывать на экзамен, в случае отсутствия на экзамене по уважительной причине заранее предупредить преподавателя.
Административные требования, предъявляемые студентам в процессе изучения дисциплин
Невыполнение реферата к установленному сроку | -5 балла |
Отсутствие конспекта к установленному сроку, позднее предоставление работ | -2 балла |
Невыполнение задания по СРСП к установленному сроку | По конкретной теме минус 2 балла |
Невыполнение задания по СРС к установленному сроку | По конкретной теме минус 2 балла |
Отсутствие при выполнении промежуточного задания | - 8 баллов |
Опоздание и пропуски занятий | -1 балл из рубежного контроля |