Тема лекции № 1: Предмет, задачи и методы специальной психологии

Специальная психология – раздел психологической науки о закономерностях развития, воспитания, обучения и подготовки к социальной адаптации и реабилитации различных категорий детей с отклонениями в развитии. Это отклонение, как правило, связано с врожденным или приобретенным нарушением формирования нервной системы.

Объектом современной специальной психологии является изучение лиц с отклонениями в развитии.

Предметом исследований специальной психологии как отрасли научного познания являются дети с проблемами в развитии. В специальной психологии в соответствии с исторически сложившейся системой образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии и с системой предметных областей специальной психологии в основу классификации положен характер нарушения.

Тифлопсихология изучает лиц с нарушениями зрения. Сурдопсихология – наука, изучающая категорию лиц с различными нарушениями слуха.

Олигофренопсихология – наука, представляющая собой систему научных знаний о психическом развитии и его особенностях лиц с умственной отсталостью.

Психология детей с нарушением опорно-двигательного аппарата базируется на знаниях в области невропатологии, нейрофизиологии, психологии и других наук.

Психология детей с ЗПР занимается изучением особенностей развития этой категории детей.

Психология детей с комплексными нарушениями является частью специальной психологии. К сложным нарушениям развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений у одного ребенка.

Задачи специальной психологии:

1. Раскрытие общих закономерностей психического развития нормально развивающегося ребенка и аномального ребенка.

2. Раскрытие общих закономерностей, присущих всем группам аномальных детей.

3. изучение специфических закономерностей развития психики у разных групп аномальных детей.

4. Установление зависимости развития психики от характера, механизмов и степени выраженности той или иной аномалии.

5. Изучение нарушений развития конкретных форм психической деятельности у разных групп аномальных детей.

6. Выявление путей компенсации нарушений развития личности в целом и разных видов психических процессов.

7. Разработка основных видов обучения и воспитания разных групп аномальных детей.

8. Разработка способов психологической коррекции и диагностических методик для различных типов нарушений психического развития. Грамотная диагностика нарушений в развитии является залогом успешной психологической коррекции, целенаправленного обучения и воспитания в рамках специального образовательного учреждения.

9. Выявление наиболее эффективных путей и методов психологического воздействия на психическое развитие детей и взрослых с отклонениями в развитии.

10. Изучение психологических проблем интеграции и интегрированного обучения. Под интеграцией в общество лиц с отклонениями в развитии понимается предоставление такому человеку возможностей принимать участие во всех видах социальной жизни наравне с остальными членами общества.

11. Разработка психологических основ содержания образования, принципов, методов, технологий, организация реализации условий специального образования.

12. Взаимодействие специальной психологии с рядом смежных наук, в частности с общей психологией и специальной педагогикой, по проблемам касающимся людей с нарушениями в развитии и вследствие этого с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Рекомендованная литература:

Основная: 1-21.

Дополнительная:1-97;1-7;1-7.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: