Специальная психология – раздел психологической науки о закономерностях развития, воспитания, обучения и подготовки к социальной адаптации и реабилитации различных категорий детей с отклонениями в развитии. Это отклонение, как правило, связано с врожденным или приобретенным нарушением формирования нервной системы.
Объектом современной специальной психологии является изучение лиц с отклонениями в развитии.
Предметом исследований специальной психологии как отрасли научного познания являются дети с проблемами в развитии. В специальной психологии в соответствии с исторически сложившейся системой образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии и с системой предметных областей специальной психологии в основу классификации положен характер нарушения.
Тифлопсихология изучает лиц с нарушениями зрения. Сурдопсихология – наука, изучающая категорию лиц с различными нарушениями слуха.
Олигофренопсихология – наука, представляющая собой систему научных знаний о психическом развитии и его особенностях лиц с умственной отсталостью.
Психология детей с нарушением опорно-двигательного аппарата базируется на знаниях в области невропатологии, нейрофизиологии, психологии и других наук.
Психология детей с ЗПР занимается изучением особенностей развития этой категории детей.
Психология детей с комплексными нарушениями является частью специальной психологии. К сложным нарушениям развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений у одного ребенка.
Задачи специальной психологии:
1. Раскрытие общих закономерностей психического развития нормально развивающегося ребенка и аномального ребенка.
2. Раскрытие общих закономерностей, присущих всем группам аномальных детей.
3. изучение специфических закономерностей развития психики у разных групп аномальных детей.
4. Установление зависимости развития психики от характера, механизмов и степени выраженности той или иной аномалии.
5. Изучение нарушений развития конкретных форм психической деятельности у разных групп аномальных детей.
6. Выявление путей компенсации нарушений развития личности в целом и разных видов психических процессов.
7. Разработка основных видов обучения и воспитания разных групп аномальных детей.
8. Разработка способов психологической коррекции и диагностических методик для различных типов нарушений психического развития. Грамотная диагностика нарушений в развитии является залогом успешной психологической коррекции, целенаправленного обучения и воспитания в рамках специального образовательного учреждения.
9. Выявление наиболее эффективных путей и методов психологического воздействия на психическое развитие детей и взрослых с отклонениями в развитии.
10. Изучение психологических проблем интеграции и интегрированного обучения. Под интеграцией в общество лиц с отклонениями в развитии понимается предоставление такому человеку возможностей принимать участие во всех видах социальной жизни наравне с остальными членами общества.
11. Разработка психологических основ содержания образования, принципов, методов, технологий, организация реализации условий специального образования.
12. Взаимодействие специальной психологии с рядом смежных наук, в частности с общей психологией и специальной педагогикой, по проблемам касающимся людей с нарушениями в развитии и вследствие этого с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Рекомендованная литература:
Основная: 1-21.
Дополнительная:1-97;1-7;1-7.