Вопросы:
1. Понятия дефект и компенсация.
2. Исторический аспект рассмотрения понятия компенсация: основные направления в понимании проблемы компенсации.
3. Теории компенсации.
4. Л.С. Выготский о дефекте и компенсации.
5. Проблема психологической структуры дефекта.
6. Первичный дефект и вторичные отклонения.
7. Внутрисистемная и межсистемная компенсация.
Задания:
1. Используя материал лекции № 2 подготовить ответы по вышеуказанным вопросам.
2. Привести примеры: каким образом осуществляется компенсация утраченных органов.
3.Практическое решение психолого-педагогической задачи.
Решить следующую задачу:
Оля С. 16 лет. Девочка находится на стационарном обследовании с целью решения вопроса об инвалидости. Из истории болезни известно, что роды матери проходили патологически: извлечение при помощи щипцов. Раннее развитие запаздывало: головку держать девочка стала с 5 месяцев, сидеть – в 9, ходить в 1 год и 9 мес. Отдельные слова к 1,5 годам, фразовая речь –к 4 мес.Детский сад Оля не посещала, в 8 лет пошла в 1 класс обычной школы. Несмотря на неоднократные предложения педагогов, мать не обращалась в психолого-медико-педагогическую консультацию, девочка продолжала учебу в обычной школе, дублируя 1 и 5 класс. В настоящее время она закончила 9 классов, на аттестована по большинству предметов. Нарушении в поведении нет. Оля житейски не ориентирована, выходит из дому только вместе с матерью. Отличается высокой тревожностью. При патопсихологическом обследовании контакт затруднен, выражена тревожность, реакции пассивного протеста.
|
|
Объем и концентрация внимания недостаточны. Механическое запоминание затруднено; ассоциативное – ухудшает результаты. Исключение и обобщение производятся по конкретно-ситуативным признакам. Классификация так же. Понимание пословиц и поговорок, аналогии недоступна. Критичность недостаточна. Усвоение школьных навыков резко недостаточна: чтение с ошибками, затруднено понимание прочитанного, решение задач на 2 действия недоступно.Оказание помощи не улучшает результаты..
1.Какой тип нарушения психического развития имеет место?
2. В чем состоят первичный и вторичный дефекты?
Методические рекомендации:
1. Подготовить устные развернутые ответы опираясь на тезисы лекции и рекомендуемой литературы.
2. Письменную работу можно представить в форме схемы.
3. Для решения задач использовать теоретические знания о первичном дефекте и вторичных отклонениях.
Рекомендованная литература:
Основная: 1-21.
Дополнительная:1-97;1-7;1-7.