Методические указания

Жизнь леса - это непрерывная борьба за существование, в процессе которой идет естественный отбор (в лесоводстве - естественное изреживание), приводящий к гибели слабых и выживанию сильных, более приспособленных по своим экологическим, биологическим и наследственным свойствам деревьев.

В лесу наблюдается многообразие форм взаимоотношений между живы­ми организмами и неживой природой, в том числе внутривидовые и межвидо­вые отношения между древесными породами.

На основе изучения процессов развития и формирования леса выделены этапы леса: возобновление, формирование, зрелость и старение.

По лесохозяйственной классификации, принятой в практике лесхозов, древостой разделяют на следующие возрастные периоды: молодняки, жердняки (молодняки II класса возраста), средневозрастные, приспевающие, спелые, перестойные.

Такое деление помогает правильно организовать ведение лесного хозяй­ства, т.к. этапы жизни леса отражают в себе определенные жизненные процес­сы, происходящие в лесу. Рубки ухода, рубки главного пользования и другие лесохозяйственные работы планируют с учетом возрастных периодов леса.

При изучении темы необходимы знания по учебной дисциплине «Бота­ника».

Обратите внимание, что дифференциация и естественный отпад деревьев, изменение состава древостоя, формы и числа деревьев на 1 гектаре активнее происходит в период молодняка. Лесовод может и должен регулировать естественный отбор деревьев в желательном ему направлении при формировании целевых насаждений.

При отборе лучших и нежелательных (подлежащих удалению) деревьев пользуются различными классификациями (Г. Крафта и В.Г. Нестерова, в био­группах), которые хорошо описаны в основной литературе (2).

При выращивании целевого насаждения в определенном лесохозяй-ственном округе необходимо древостой оценивать по составу, форме, возрасту; учебный материал хорошо изложен в основной и дополнительной литературе (4).

От того, насколько правильно Вы примените свои профессиональные знания при отборе лучших и нежелательных деревьев, формируя целевое наса­ждение, будут зависеть продуктивность, жизнестойкость, эстетические, защитные и другие свойства леса.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие древостои входят в возрастную категорию молодняков?

2. В каком возрасте хвойных одновозрастных древостоев отпад становится выше текущего годичного прироста и запас начинает уменьшаться?

3. Какие наблюдения и факты определяли появление крылатой фразы: «осина – нянька ели» и всегда ли это верно?

4. Назовите быстрорастущие древесные породы.

5. Каким требованиям должны удовлетворять эталонные насаждения?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: