Практические работы№1

Установление отличительных признаков леса. Определение компонентов и признаков леса.

Тема 2.2. Лес и среда

В результате освоения дисциплины обучающийся должен получить представление:

- роли леса в биосфере;

- значение факторов среды в жизни леса, взаимодействие леса и среды.

Понятие о биосфере. Роль леса в улучшении биосферы.

Лес и климат. Лес и тепло. Значение тепла в жизни леса.

Лес и свет. Значение света в жизни леса.

Лес и влага. Значение влаги в жизни леса.

Лес и воздух. Состав воздуха. Значение составных частей воздуха в жизни древесных растений.

Лес и ветер. Значение ветра в жизни леса. Ветровал, бурелом, лесоводственные меры борьбы с ними.

Лес и почва. Значение почвы в жизни леса, её влияние на породный состав лесов, их возобновление, продуктивность, долговечность, технические качества древесины и характер корневой системы.

Лес и живой напочвенный покров. Лесоводственное значение живого напочвенного покрова.

Лес и фауна. Положительное и отрицательное влияние фауны на лес. Регулирование лесной фауны.

Лес и радиация. Источники радиоактивного заражения леса. Закономерности распределения и миграции радионуклидов в компонентах лесной экосистемы.

Литература

Основная:

(2),с.129-189; (3), с.29-98

Методические указания

Изучение вопросов данной темы очень важно для лесоводов, так как позволяет правильно решать различные лесохозяйственные вопросы, особенно подбор древесных и кустарниковых пород для определенных климатических и почвенно-грунтовых условий, что обеспечит лучший рост и долговечность отдельных древесных пород и насаждений в целом, а также улучшит технические качества древесины.

Тема «Лес и среда» очень обширная, многогранная, раскрывающая раз­личные взаимосвязи и влияния леса на окружающую среду и окружающей среды на лес. Среда - совокупность окружающих экологических факторов жи­вой и неживой природы. Нужно хорошо знать их классификацию.

Большую экологическую угрозу в последнее время представляет радио­активное загрязнение атмосферы и почвы. Лес является своеобразным аккуму­лятором радионуклидов. Для правильного ведения лесного хозяйства в районах радиоактивного загрязнения необходимо знать все вопросы, представленные в теме. Изучать материал необходимо по дополнительной литературе.

Учебный материал темы основан на знаниях вопросов почвоведения, ботаники, дендрологии.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему крупнейший наш лесовод Г. Ф. Морозов считал лес явлением географическим?

2. Что понимается под экологическими факторами произрастания леса?

3. Какие природные зоны, выделены на территории России и в каких из них растут леса?

4. Назовите древесно-кустарниковые породы наиболее чувствительные к заморозкам.

5. Перечислите светолюбивые древесные породы, произрастающие в вашем лесничестве.

7. Перечислите древесные породы, относящиеся к группе гигрофитов.

8. На каком расстоянии от стены леса еще заметно существенное сни­жение скорости ветра?

9. Каковы критические значения скорости ветра, опасные для леса?

10. Все ли древесные породы и в любом ли возрасте оказывают бла­гоприятное влияние на почву?

11. В каких условиях местопроизрастания ельники могут сильнее пост­радать от засухи, а в каких от ветра?

12. Какими мерами можно ускорить заселение птицами новых лесов?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: