Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Российская академия правосудия
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс
Для студентов Юридического колледжа
специальность 030503 (51,52) «Правоведение»
(базовый и повышенный уровни)
Москва 2009
Автор:
Михалкин Н.В. – профессор кафедры Философии и социально-гуманитарных дисциплин Российской академии правосудия, д-р философских наук, профессор
Рецензенты:
Антюшин С.С. – профессор кафедры философии и социально-гуманитарных наук Российской академии правосудия, доктор философских наук, доцент
Анцупов А.Я. – профессор кафедры Социальной психологии Академии управления при Правительстве РФ, д-р психологических наук, профессор
Социальная психология: Учебно-методический комплекс для студентов Юридического колледжа для специальности 030503 (51, 52) «Правоведение» среднего профессионального образования (Базовый уровень). – М.: РАП, 2009. – 30с.
Учебно-методический комплекс соответствует Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 030503 (51, 52) «Правоведение» среднего профессионального образования.
Одобрен на заседании кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Российской академии правосудия (Протокол № 10 от 05 мая 2009 г.)
© Михалкин Н.В., 2009
© Российская академия правосудия, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ………………………………………………………………. 4
Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины ………………. 5
Объём дисциплины и виды учебных занятий ………………………………………. 5
Тематический план ……………………………………………………………………. 6
Программа ……………………………………………………………………………….7
Планы семинарских и практических занятий …………………………………………11
Методические рекомендации по организации самостоятельной
работы студентов ……………………………………………………………………….. 16
Примерный перечень вопросов к зачёту ……………………………………………….18
Рекомендуемая литература …………………………………………………………… 19
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Социальная психология – учебная дисциплина, которая входит в состав Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ГОС СПО) и составляет основу базового образования в Российской академии правосудия. Она даёт возможность студентам формировать и развивать у себя понимание социально-психологических процессов, происходящих в обществе. Она раскрывает содержание социально-психологических компонентов характеризующих личность, социально-психологических аспектов групп, общностей, этносов, народностей, наций, а также социально-психологических аспектов судебной и юридической деятельности в целом.
Данный учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Социальная психология» рассчитан для базового и повышенного уровней подготовки студентов юридической специализации в соответствии с ГОС СПО.
Учебно-методический комплекс включает:
- перечень основных дидактических единиц дисциплины, её объём и виды учебных занятий;
- методические рекомендации по изучению дисциплины;
- методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов;
- тематический план учебной дисциплины;
- программу учебной дисциплины;
- планы семинарских и практических занятий;
- примерный перечень вопросов для подготовки к зачёту;
- перечень рекомендуемой литературы и технических средств обучения.
В результате изучения учебной дисциплины «Социальная психология» студент должен:
иметь представление:
- о роли и значении социальной психологии в формировании личности и социальных общностей в стране;
- о способах, средствах и приёмах социально-психологического воздействия на оппонентов, с целью оптимального разрешения проблем, возникающих в процессе профессиональной деятельности юриста;
знать:
- социально-психологические закономерности общения;
- приёмы и формы убеждающего воздействия на оппонента;
- психологические основы делового общения;
- специфику межгрупповых и внутригрупповых отношений;
- динамические процессы в малой социальной группе и способы управления ими;
- стадии и механизмы социализации личности;
- условия формирования и изменения социальных установок личности;
уметь:
- владеть культурой профессионального общения;
- выбирать оптимальный стиль общения и взаимодействия в профессиональной деятельности;
- анализировать социально-психологические явления;
- выявлять лидеров в группах и производить их социально-психологическую характеристику;
- выделять социально-психологические качества и типы личности.
ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение учебной дисциплины предполагает практическое осмысление её разделов и тем на семинарских занятиях и в ходе подготовки и проведения социально-психологических исследований, а также ролевой игры.
Изучаемые теоретические положения и практические навыки должны быть использованы в будущей профессиональной деятельности юристов.
ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
№ п/п | Виды учебной работы (по учебному плану) | Количество часов | ||
Базовый уровень | Повышенный уровень | Примечание | ||
Общая трудоёмкость | ||||
Аудиторные занятия | ||||
Лекции | ||||
Семинарские занятия | ||||
Практические занятия в форме ролевой игры | ||||
Самостоятельная работа | ||||
Форма итогового контроля | Зачёт | Зачёт |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
№ | Темы учебной дисциплины | Количество часов | Всего часов | ||
Лекции | Семинары и практ. занятия | Самост. работа | |||
1. | Тема 1. Социальная психология как наука: предмет, методы, категории | ||||
2. | Тема 2. Типология и социально-психологические характеристики личности | ||||
3. | Тема 3. Социализация личности | ||||
4. | Семинар 1. Проблемы социальной психологии личности | ||||
5. | Тема 4. Межличностные отношения | ||||
6. | Тема 5. Психология отношений и общения между людьми | ||||
7. | Семинар 2. Социальная психология межличностных отношений | ||||
8. | Тема 6. Содержание целей и средств общения | ||||
9. | Тема 7. Условия и причины деформации общественных отношений | ||||
10. | Семинар 3. Социально-психологические компоненты в жизни и деятельности сообществ и групп | ||||
11. | Тема 8. Техника и приёмы организации коммуникаций | ||||
12. | Тема 9. Социальная психология общностей и сообществ | ||||
13. | Тема 10. Социально-психологическая характеристика преступных общностей | ||||
14. | Семинар 4. Социально-психологические особенности преступных общностей в современной России | ||||
15. | Тема 11. Социально-психологическая характеристика конфликтов и путей их разрешения | ||||
16. | Тема 12. Социально-психологическая характеристика человека как субъекта трудовой деятельности | ||||
17. | Семинар 5. Социально-психологические основы разрешения конфликтов и обеспечения эффективной трудовой деятельности | ||||
18. | Тема 13. Социальная психология безопасности | ||||
19. | Семинар 6. Социально-психологические основы безопасности личности, общества и государства | ||||
20. | Тема 14. Социально-психологические аспекты деятельности юриста | ||||
21. | Тема 15. Методы социально-психологического исследования | ||||
22. | Семинар 7. Практика проведения социально-психологических исследований в юридической практике | ||||
23. | Тема 16. Прикладная социальная психология в сфере правовых отношений | ||||
24. | Коллоквиум: Особенности применения прикладной социальной психологии в сфере правовых отношений | ||||
25. | Зачёт | ||||
Итого: |
ПРОГРАММА