Вопрос 51. Социальная терапия в местах лишения свободы

В социально-терапевтических учреждениях работает целый ряд специалистов -- педагоги, психиатры, социальные работники, психологи мастера производственного обучения и т.д. В деятельности этих учреждений доминирует психолого-терапевтический подход.

Методическое действие, техника терапевтической общности характеризуется необходимостью создания социального окружения с целью улучшения лечения усиления разнообразных коммуникаций. Эта концепция направлена на то, чтобы помочь уголовным преступникам выработать собственную концепцию выздоровления, создание у всех членов групп, участвующих в лечении, положительной установки.

Социальная терапия открывает возможность для изменения рабочей ситуации в местах лишения свободы, чтобы максимально приблизить предложения работы к интересам заключенных, сделать их более разнообразными.

Особое внимание следует обратить на организацию свободного времени заключенных, создавать возможности для пробуждения их собственной инициативы.

Особо важной задачей остается развитие личной ответственности заключенных, прежде всего навыков самообслуживания, установления контактов, привычки соблюдать обязательства.

К задачам социального работника в пенитенциарных учреждениях относится также содействие обеспечению своевременной медицинской помощи заключенным. Основными заболеваниями, представляющими угрозу здоровью в учреждениях, являются туберкулез, сердечно-сосудистые, желудочные и психические заболевания.

работа с заключенными распространяется, с одной стороны, на индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых обсуждаются практические возможности помощи, касающейся различных сторон жизни (например, семья, квартира, работа, счета, обучение). С другой стороны эта работа должна включать «обучение жизни» при обмене опытом и опосредованной индивидуальной консультации в группах. И наконец, в задачи социального педагога входит помощь заключенному в осознании своих психических дефектов (например, страхов) и организация консультаций и лечения у специалистов с целью их устранения.

Одна из самых важных задач социальных работников/социальных педагогов состоит в том, чтобы переформировать институт тотального типа, каким являются места лишения свободы, в институт социального обучения.


ВОПРОС 52. Нормативно-правовые аспекты социальной работы в пенитенциарной системе.

Пенитенциарная система Беларуси находится в ведении МВД Республики Беларусь. Её деятельность регламентирована Указом Президента Республики Беларусь от 04.06.2004 № 268 «О некоторых вопросах органов внутренних дел Республики Беларусь».

Переписка осужденных является важным средством сохранения, налаживания их социально- полезных связей с семьей, родственниками, друзьями, товарищами по учебе и работе. Возможность отправления денежных переводов осужденными позволяет оказывать семье и родственникам материальную помощь, а получение денежных переводов является важным подспорьем для получения осужденными дополнительного питания.

Представлена в пенитенциарных учреждениях также и религиозная деятельность в трех формах: в виде культовой деятельности, духовно-просветительской работы, а также в форме психотерапевтической и психокоррекционной деятельности.

Уделяется внимание профессиональному образованию и профессиональной подготовке осужденных к лишению свободы. Так, в исправительных учреждениях организуется начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных, не имеющих профессии, по которой осужденный может работать в исправительных учреждениях во время отбывания наказания и после освобождения, что является важной составляющей подготовки к освобождению. Осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы, обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда. При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные обеспечиваются одеждой за счет государства.

Три цели наказания:

— восстановление социальной справедливости;

— исправление осужденного;

— предупреждение совершения новых преступлений.

Социальная работа как таковая ведется всеми сотрудниками этих учреждений и отличается специфическими чертами:

— она осуществляется в закрытых и изолированных социальных учреждениях;

— ее объектом являются лица с высоким индексом социального неблагополучия и повышенной стрессогенностью;

— она проводится в обстановке антагонизма противостоящих этико-правовых концепций, обусловленных менталитетом «тюремного персонала» и менталитетом «тюремного мира»;

— она неразрывно связана с исполнением уголовного наказания;

— она не прекращается с окончанием исполнения наказания, так как бывший заключенный нуждается в ресоциализации и адаптации к внешнему миру;

— социальный работник объективно занимает особое место, являясь не только посредником между властью и гражданином, но и осуществляя миссию посредничества между философией наказания и враждебной ей философией преступного мира.

Основными задачами социальных работников при работе с заключенными являются: прием и изучение новоприбывших, определение причин правонарушения и классификация осужденного, наблюдение, разработка исправительных мер, развитие и укрепление социально-полезных связей между заключенными и внешним миром, помощь в самоисправлении и подготовка их к освобождению и ресоциализации. Обязанностью социального работника является также работа с семьями заключенных, психологическая помощь в подготовке к встрече с отбывшим срок заключения членом семьи.

Социальный работник в пенитенциарном учреждении призван также содействовать социально-правовой защищенности персонала. В его обязанности входит планирование, моделирование и прогнозирование социального развития учреждения в целом.

Социальной работе как виду деятельности присущи специфические черты: умение рассматривать клиента как часть общественной системы; акцентирование контактов с окружением клиента, со всеми, кто может помочь в выявлении проблемы и поисках ее решения; организация комплексного подхода и координации усилий различных специалистов и служб при работе с клиентом; знание возможностей общества в решении проблем клиента.

Цели социальной работы в условиях пенитенциарной системы заключаются:

— в осознании необходимости изменения своей судьбы;

— в анализе своих противоправных поступков и потребностей;

— в коррекции поведения, особенно в связи с проблемами тюремного быта;

— в привитии навыков поведения в других жизненных ситуациях, например умения принимать ответственные решения;

— в решении административных и финансовых вопросов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: