Вопрос 41. Система работы с дезадаптированными детьми и подростками

Поскольку социальная адаптация это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации, то социальная дезадаптация подростков — это нарушение процесса социального развития, социализации индивида. Признаки социальной дезадаптации — нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация системы ценностных ориентации, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации, склонность к суициду.

В исследовательской литературе перечисляется несколько факторов, влияющих на процесс дезадаптации подростков: наследственность (психофизическая, социальная, социокульгурная), психолого-педагогический фактор (дефекты школьного и семейного воспитания), социальный фактор (социальные и социально-экономические условия функционирования общества), социальная деятельность самого индивида, т.е. активно-избирательное отношение к нормам и ценностям своего окружения, его воздействию, а также личные ценностные ориентации и способность к саморегулированию своего окружения,

В исследовании природы дезадаптации особое внимание уделяется соотношению биологического и социального в поведении индивида. Наиболее обоснована теоретически и подтверждена практически в первую очередь социальная обусловленность социальных отклонении, что отнюдь не исключает влияния индивидуальных свойств личности, которые так или иначе отражаются на процессе социализации. Дезадаптация может быть связана с половозрастными особенностями детей и подростков.

Можно выделить ряд следующих социально-экономических, политических и духовно-нравственных факторов, так или иначе влияющих на увеличение количества социально дезадаптированных подростков:

- чрезмерная коммерциализация общества;

- распад целого ряда социальных институтов, ранее работающих на детство, социально-экономических условий функционирования семьи (низкий материальный уровень, плохие жилищные условия);

- сложное экономическое нравственное положение, в котором оказалось большинство семей;

- криминализация общества, возрастающее влияние культа силы;

- потеря престижа образования и честного заработка.

Однако социальная дезадаптация — процесс обратимый, поэтому, по мнению многих ученых и практиков, можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, призваны оказывать помощь той категории детей и подростков, которая раньше не пользовалась вниманием властей. Брошенные семьей и школой, они в лучшем случае интересовали лишь органы правоохранения в связи с совершением противозаконных действий. В нарушение международных правовых норм дети и подростки, не совершившие правонарушений, нередко подолгу содержались в приемниках-распределителях органов внутренних дел ожидая направления в детские учреждения интернатного типа.

Задачами учреждений для дезадептированных детей и подростков являются:

• профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации;

• психолого-медицинская помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе в связи с физическим и психическим насилием или с опасными для жизни и здоровья условиями проживания) в безвыходное положение;

• формирование у детей и подростков положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;

• выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без родительского внимания и заботы, средств к существованию;

• психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;

• содействие возвращению в семью;

• обеспечение возможности получить образование;

• забота о дальнейшем благоустройстве, месте жительства.

Иными словами, основная цель деятельности таких учреждений — социальная защита и поддержка нуждающихся в этом детей, их реабилитация и помощь в жизненном определении. Создание специализированного учреждения для детей и подростков предоставляет реальную возможность оказать им экстренную помощь.

Специалисты подобных учреждений выделяют три основных этапа в работе с детьми1:

• диагностическая работа;

• реабилитация, программа которой основана на данных, полученных после всесторонней диагностики;

• постреабилитационная защита ребенка.

Прежде всего в системе социально-реабилитационных служб для несовершеннолетних создаются социальные приюты для детей и подростков, каждый из которых отличается своеобразием вследствие различий в уровне и глубине понимания специалистами стоящих перед ними задач, их профессиональной подготовленности, опыта работы с детьми (особенно с «трудными»). Различны и их материально-техническая база, возможности финансирования и осуществления контактов со всевозможными организациями.

В специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, принимаются несовершеннолетние на основании:

• личного обращения;

• направления органов, осуществляющих социальную защиту населения;

• постановления комиссий по делам несовершеннолетних;

• заявления родителей, ходатайства органов образования, здравоохранения, опеки и. попечительства, органов внутренних дел;

• постановления или определения суда, прокурора или следственных органов, если родители или лица их заменяющие, ocvждены либо к. ним в качестве меры пресечения применено заключение под стражу1,

Одной из главных задач приютов, в которых дети могут получить кров и пищу, является восстановление широкого спектра, их отношений с миром, обучение их общению со взрослыми, сверстниками, обретению чувства семьи, своей значимости.

Индивидуальная программа реабилитации ребенка создается на основе изучения его личности и анализа всей доступной информации (состояние его физического и психического здоровья, степень образовательной подготовки и т.д.), которая обусловливает не только проведение общих оздоровительных мероприятий, но и лечение хронических заболеваний, которые имеются у ребенка на момент поступления в приют.

Большое значение в реабилитации подростка имеют психологическая диагностика и коррекция.

Одна из трудностей при реабилитации подростка — его нежелание учиться. Многие подростки никогда не учились в школе или имеют перерыв в учебе от года до пяти лет, они в недостаточной степени владеют навыками мыслительной деятельности. Именно поэтому процесс обучения в детских социальных приютах должен быть организован на строго индивидуальной основе, Подростки должны пройти этап, предшествующий возвращению в школу. Сегодня в приютах используются несколько вариантов обучения; общеобразовательные дневная и вечерняя школа, ПТУ, классы выравнивания.

В ряде приютов обучение осуществляется в рамках так называемой домашней школы, наиболее оптимальной для большинства приютских воспитанников; ее задача — снизить эмоционально-психическое напряжение, порожденное неблагополучным опытом обучения в школе, восстановить и укрепить общеучебные навыки, восполнить пробелы в знаниях, придать подростку уверенность в своих силах; занятия здесь проводятся индивидуально или в микрогруппах (два-три человека).

Но есть и другой способ социальной помощи дезадаптированным подросткам, который практикуется сейчас многими учреждениями, — создание семейных (воспитательных) групп1.

Сначала о наличии таких детей оповещают через средства массовой информации или специальный банк данных. При наличии семьи, желающей взять ребенка на воспитание, тщательно обследуются се материально-бытовые условия, после чего заключается контракт на два месяца. Подросток в течение двух месяцев посещает по выходным дням попечительскую семью, а затем передается туда окончательно. Семейная группа рассматривается как структурное подразделение приюта, а один из родителей оформляется в приют в качестве воспитателя. Кроме того, психолог дает необходимые рекомендации каждой семье.


ВОПРОС 42.Основные технологии социальной работы с «уличными» детьми.

На первом этапе работы необходимо организовать социально-медицинский пункт, оснащенный экспресс-диагностическим инструментарием туберкулеза и других социально опасных заболеваний.

Уровень медицинской помощи, таким образом, должен определяться необходимостью комплекса санитарно-гигиенических мероприятий, что и является основным содержанием первого этапа работы с уличной тусовкой.

Вместе с тем, после проведения экспресс-диагностики необходимо обеспечить краткосрочное проживание уличных подростков в ночлежке, подготовив их прием в соответствии с условиями проживания в этом учреждении. При отсутствии детской ночлежки в городе возможна временная аренда уличной квартиры.

На втором этапе необходима работа по созданию условий для постоянного проживания уличных подростков. С одной стороны, необходимо установить контакты с биологической семьей ребенка с целью установления социального патронажа семьи с целью построения реабилитационной цепочки действий по возвращению ребенка в семью. Вместе с тем, не всегда такая работа приносит положительные результаты. Поэтому необходимо будет в рамках этого этапа создавать условия для проживания ребенка или в условиях замещающей семьи или семейно-воспитательной группы реабилитационного Центра.

С этой целью может быть открыт или подростковый стационар или социальная гостиница для подростков. То есть, нахождение «третьего пространства» для этих детей (два других: семья и школа).На сегодняшний день наиболее активно используются для этой цели социальные приюты при Центрах социальной помощи семье и детям. Вместе с тем, социальный педагог не может снять с себя обязанности по работе с уличными детьми, поместив их в приют или другой тип учреждения, так как эта категория детей склонна к побегам из учреждений государственного воспитания по различным причинам. Поэтому социальный педагог, работающий с уличной тусовкой, должен поддерживать контакты с Центром социальной помощи, реализующим реабилитационную программу

На первом этапе реализации этого плана осуществляется технология диагностики, выявление истинных причин существующей проблемы, происходит определение статуса ребенка в случае его отсутствия, определение состояние здоровья ребенка с целью назначения лечения.

На втором этапе разрабатывается программа реабилитации с определением «зоны ближайшего развития». Специфика этого этапа- истинно социально-педагогическая. Ребенку предоставляется право выбора места уходы с улицы: дом. школа, приют, центр дневного пребывания. Если ребенок со-вершит выбор не в пользу приюта, то специалисты приюта оставляют за со-бой обязательную в этом случае деятельность по социальному консультированию таких детей. Задача социального консультирования: информационные услуги, помощь в предоставлении медицинских услуг.


ВОПРОС 43.Сущность и структура соврем.миграционных процессов в мире и РБ.

Термин «миграция» (от лат. migratio) означает перемещение или переселение. Миграция представляет собой сложное общественное явление, которое отличается значительными масштабами и разнообразием. Она представляет собой один из лучших индикаторов социально-экономического состояния общества.

Миграция рабочей силы – это перемещение трудоспособного населения, вызванное причинами экономического характера. В зависимости от того, пересекаются ли при этом границы страны, различают миграцию внутреннюю и внешнюю.

· Внутренняя миграция приводит к перемещению трудовых ресурсов между регионами страны или между городом и селом, но численность населения страны при этом не меняется.

· Внешняя миграция влияет на численность населения страны, увеличивая ее на количество людей, которые переселились в данную страну, и, уменьшая на количество людей, которые выехали за пределы данной страны.

Международная миграция рабочей силы – процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения, определяющихся соотношением спроса и предложения на рынке труда

Как процесс представляет собой единство иммиграции, эмиграции, реэмиграции.

· Иммиграция – въезд в страну на постоянное или временное, как правило, долговременное проживание из другой страны.

· Эмиграция – выезд из страны на постоянное или временное, но продолжительное проживание в другой стране.

· Реэмиграция – возвращение эмигрантов на родину к постоянному месту жительства.

Также следует знать следующие понятия, используемые при изучении проблем международной миграции:

· Миграционное сальдо – разность иммиграции из страны и эмиграции в страну.

· «Утечка мозгов» - международная миграция высококвалифицированных кадров.

На международном уровне действуют различные организации, которые занимаются проблемами трудовой миграции. Это Международная организация по миграции, Международная организация труда, Комиссия ООН по народонаселению, Верховный комиссариат ООН по делам беженцев и др.

Целью взаимодействия с международными и зарубежными организациями в области трудовой миграции является оказание практической помощи и привлечение финансовых средств для решения возникающих миграционных проблем, в том числе вопросов трудоустройства граждан Республики Беларусь за границей и привлечения иностранной рабочей силы.

В соответствии с классификацией Международной организации труда (МОТ) различают пять основных типов современной международной миграции:

-переселенцы, переезжающие на постоянное место жительства;

-работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране;

-профессионалы, имеющие высокий уровень подготовки, соответствующее образование, практический опыт работы, а также преподаватели и студенты, перемещающиеся в мировой системе высшего образования;

-нелегальные иммигранты, в число которых включаются также иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся тем не менее трудовой деятельностью;

-беженцы – лица, вынужденные эмигрировать из своих стран из-за какой-либо угрозы

В мировой практике сложилась следующая классификация форм миграции рабочей силы:

по направлениям:

- миграция из развивающихся и бывших социалистических стран в промышленно развитые страны;

- миграция между промышленно развитыми странами;

- миграция между развивающимися странами;

- миграция квалифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны;

- миграция из развивающихся стран в бывшие социалистические страны;

по территориальному охвату:

- межконтинентальная;

- внутриконтинентальная:

a) между государствами;

b) между макрорегионами;

по времени:

- безвозвратная – связана с изменением постоянного места жительства;

- временная:

a) краткосрочная (мигрант находится до 1 года за пределами своего обычного места жительства);

b) долгосрочная (более 1 года);

- сезонная;

по степени законности:

- легальная – нахождение в стране на законных основаниях;

- нелегальная – незаконное пересечение границы;

по мотивам:

- добровольная – обусловлена добровольным принятием индивидом или группой людей решения о миграции;

- вынужденная – вызвана военными, политическими событиями, преследованиями не этнической и религиозной основе, которые вынуждают население менять место жительства;

- принудительная – насильственные переселения людей, организованные государством (депортации).


ВОПРОС 44.Организационные и технологические подходы к социальной работе с мигрантами

Большинство вынужденных переселенцев и беженцев — это лица, пострадавшие от факторов социального риска; значительная их часть вполне трудоспособна, обладает соответствующим уровнем образования и имеет определенную трудовую квалификацию. В связи с этим помощь мигрантам 335 должна начинаться с оказания содействия в их трудоустройстве.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам» (1992 г.) предусматривается ряд мер по оказанию им содействия: выплата пособия, помощь в трудоустройстве, решение жилищных проблем. Помимо этого создаютсь условия для профессионально-трудовой адаптации трудоспособных лиц— этому способствует предоставление вынужденным мигрантам льгот относительно прописки и трудоустройства наряду с выплатой компенсаций и пособий в районах поселения.

В условиях нехватки инвестиций большинство беженцев и вынужденных переселенцев сами занимаются своим трудоустройством. Одновременный рост безработицы отражается прежде всего на занятости вынужденных мигрантов. Большую сложность представляют собой взаимоотношения мигрантов и местного населения.

Социально экономический кризис Российской Федерации, бытовые, поведенческие, культурно-религиозные особенности вновь прибывающих порой являются причиной недоброжелательного отношения к ним со стороны местного населения. Как показывает международный опыт, одной из наиболее эффективных форм решения проблем интеграции мигрантов является добровольная организация их компактных поселений. Это не только решает жилищно- бытовые проблемы, но и способствует тому, что процесс адаптации происходит постепенно, бесконфликтно, с меньшими социально- психологическими нагрузками. Этнокультурные группы получают возможность поддерживать и сохранять нормы, обычаи, традиции в системе образования, создания культурных центров, национальных общин и коммун.

Политика и технология по вопросам этнических отношений и работы с мигрантами в обязательном порядке должны быть сформированы с учетом ряда принципов:

• во-первых, следует исходить из предположения, что большинство иммигрантов останутся на постоянное (или продолжительное) жительство в принимающей стране и что они могут внести немаловажный вклад в ее экономику;

• во-вторых, необходимо осознавать решающую роль органов государственной власти в содействии адаптации и интеграции иммигрантов и в развитии добрых межобщинных отношений;

• в-третьих, следует сознавать, что интеграция и установление добрых отношений между местным населением и мигрантами — это процесс, рассчитанный на длительный период

Зарубежный и отечественный опыт дает основание утверждать, что многие повседневные проблемы миграции должны решаться на местном уровне. Именно местные власти в партнерстве с центральными правительственными органами и неправительственными организациями всех видов играют важную роль в подготовке соответствующих условия для установления нормальных отношений между мигрантами и местными жителями.

Учреждении социального обслуживания населения принимают значительное участие в обустройстве и адаптации беженцев и вынужденных переселенцев, прежде всего содействуя им в получении всех видов пособий и льгот, предоставленных им действующим законодательством (это нелегкая работа, учитывая чрезвычайные обстоятельства, нередкую утрату документов и т.д.). Кроме того, данные учреждения занимаются устройством детей беженцев и вынужденных переселенцев в учебные заведения по месту жительства (а при необходимости в реабилитационные учреждения) и психологической реабилитацией самих мигрантов. Улучшение положения мигрантов может наступить при активизации их собственного социального потенциала. Положительных результатов добиваются те органы власти, которые стремятся установить контакт с представителями различных конфессий и организовать обсуждение ими проблем, в одинаковой мере интересующих и коренных жителей, и мигрантов, Многие местные органы власти стремятся предоставить иммигрантам возможность в полной мере принимать участие я культурной жизни местного населения.

Важную роль в этом вопросе играют те средства массовой информации, которые поощряют любую деятельность, направленную на то, чтобы местные жители проявляли лояльность, терпимость во взаимоотношениях с мигрантами. Технология социальной работы с мигрантами принесет позитивные результаты при наличии четкой и продуманной политики и программы по прогнозированию миграционных процессов и конкретных миграционных потоков, региональных миграционных программ, содействии мигрантам и беженцам ц адаптации к новым местам поселения.

Решение подобных проблем возможно при условии совместной работы Федеральной миграционной службы и органов власти (федеральных и региональных), выделения для мигрантов квот и определенных территорий для поселения. В силу стихийности и быстротечности миграционных процессов многие вопросы невозможно решить в отрыве от всею общества, без выделения значительных средств, вовлечения в эту деятельность различных организаций и фондов. С этой целью по примеру других стран в России создаются негосударственные организации (НТО; так, в Сергиевом Посаде функционирует НГО «Сервис-центр», гае переселенцы могут обмениваться опытом предпринимательства и трудоустройства



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: