Психология обвиняемого

Для успешного осуществления предварительного следствия необходимо хорошо ориентироваться в личностных особенностях проходящих по делу лиц и особенно обвиняемого и подозреваемого. Следователю необходимо иметь сведения об образе жизни обвиняемого, его социальных связях, круге знакомств, бытовых условиях.

Особенно важно знать этапные факторы формирования личности обвиняемого, существенные биографические данные. Необходимо обратить внимание на поведенческие установки и стереотипы обвиняемого лица, его адаптационные и коммуникативные возможности, способы поведения в конфликтных ситуациях.

Особенности психического состояния обвиняемого в значительной мере определяются его отношением к событию преступления и правосудию. Существенное значение имеют социально-ценностные личностные позиции, а также рефлексия обвиняемым степени доказанности преступления, состояния его расследования.

В зависимости от этих обстоятельств могут возникнуть две различные стратегии поведения обвиняемого (подозреваемого), связанные или со стремлением избежать суда и справедливого наказания, или с осознанием неизбежности суда (и даже его необходимости в случае глубокого раскаяния).

Первая из указанных стратегий поведения ведет к выработке соответствующей защитной тактики, формированию в сознании обвиняемого (подозреваемого) так называемой «защитной доминанты». Эта защитная тактика может быть активной — дача ложных показаний, уничтожение вещественных доказательств, создание ложных доказательств, влияние на свидетелей; и пассивной — отказ от сотрудничества со следователем без использования активных средств противодействия.

«Защитная доминанта» противодействующих расследованию лиц (кроме обвиняемого, подозреваемого, ими могут быть и свидетели, и даже потерпевшие) — основной психический феномен, ориентация в котором особенно существенна для тактики расследования.

Защитные механизмы возможного противодействия следователю начинают формироваться уже при возникновении преступного умысла, а затем в ходе совершения преступления и при сокрытии его следов. Опытный преступник делает все, по его мнению, возможное, чтобы скрыть следы преступления, крайне затруднить расследование, ввести следователя в заблуждение, планирует линию поведения и в случае раскрытия преступления.

Защитная доминанта обвиняемого определяет направленность его психической деятельности, повышенную чувствительность ко всему тому, что охраняется сложившимися защитными позициями. Но в этом и основная слабость защитной доминанты. Каждое слово следователя, его действия непроизвольно соотносятся обвиняемым со всем тем, что охраняется этой доминантой. При этом возникает тенденция к преувеличению информационной вооруженности следователя, переоценке угрожающих воздействий.

Психология взаимодействия следователя с обвиняемым определяется и теми общими характерологическими особенностями, которые присущи лицам, совершающим определенные виды преступлений.

Большинство преступников не относят себя к типичному образу преступников, они выводят себя за рамки социальной ответственности, формируя механизм психологической защиты. В связи с этим они становятся малочувствительными к информации, противоречащей их личностным установкам (механизм психологического вытеснения), изыскивают доводы для оправдания своего поведения (механизм самооправдательной рационализации), изыскивают всевозможные личностно утверждающие компенсации, гипертрофируют личностно-положительные самооценки.

Человек осуждает себя лишь в тех случаях, когда переходит границы собственных поведенческих принципов.

Социальные нормы, нарушаемые преступником, личностно обесценены, поэтому у него и не возникает, как правило, чувства вины. Но преступник, сохраняя ценность своего «Я-образа», остается в силу этого чувствительным в отношении собственной системы ценностей, тех своих качеств, которые он ценит. Уличение в бесчестности его может не волновать, а уличение в трусости, малодушии, предательстве — глубоко оскорбить. Все эти психологические особенности обвиняемых нужно учитывать в тактическом взаимодействии с ними.

Изложение обвиняемым фактических обстоятельств дела Должно подвергаться психологическому анализу — оно свидетельствует о том, чему сам обвиняемый придает большее значение, чего избегает, что доминирует или тормозится в его сознании.

Насильственные типы преступников, как правило, склонны к обвинительной трактовке действий других лиц. Большинство преступников утрируют провоцирующий характер предпреступной ситуации, субъективно «усиливают» способствующие преступлению обстоятельства.

Необходимо также учитывать тенденцию обвиняемых к изменению своих позиций, адаптацию их оправдательной позиции по мере предъявления доказательств. Психологически важно всемерно ослаблять и находить слабые места в их оборонительной тактике. Но в ряде случаев следует идти «на поводу» легенды обвиняемого, с тем чтобы предъявить решающие доказательства на фоне психического контраста, наиболее эффективно демаскировать обвиняемого.

Психология потерпевшего

Психические состояния потерпевшего в значительной мере могут определяться его «обвинительной доминантой», отрицательными эмоциями, связанными с понесенным ущербом. Эти конфликтные состояния нередко бывают связаны и с общей конфликтностью личности потерпевшего. Конфликтные особенности личности могут и спровоцировать преступление.

Показания потерпевшего — средство защиты его интересов, но это не только индивидуальные интересы, а интересы человека как члена общества.

Объективное исследование ущерба, причиненного потерпевшему, является условием выяснения общественной опасности совершенного преступного деяния.

Показания многих потерпевших перенасыщены оценочными элементами, тогда как доказательственное значение имеют только фактические сведения. Различно и отношение потерпевших к установлению истины. Наряду со стремлением содействовать установлению истины могут быть и другие мотивы в поведении отдельных потерпевших—от безразличия до прямого противодействия следствию.

При взаимодействии следователя с потерпевшим следует учитывать его эмоционально-негативное состояние, возникшее в результате преступления и его последствий.

Психические состояния потерпевшего (особенно при совершении над ним насильственных действий) следует отнести к экстремальным психическим состояниям (стресс, аффект, фрустрация), вызывающим существенные сдвиги в его отражательно-регуляционной сфере.

В конфликтных ситуациях сужается сознание потерпевшего, ограничиваются его адаптивные возможности. Иррадиация возбуждения приводит к генерализованным (чрезмерно расширенным) обобщениям, сдвигам во взаимодействии сигнальных систем.

Травмирующее воздействие событий приводит к преувеличению потерпевшими временных интервалов (иногда в 2—3 раза).

Грубые физические воздействия, являясь сверхсильными раздражителями, вызывают нарушение психической деятельности. Однако это не означает, что потерпевшие способны лишь дезориентировать следствие. Многие действия, особенно совершенные до преступления, в подготовительной его стадии, четко запечатлеваются в их памяти. Во многих случаях потерпевшие запоминают приметы и систему действий преступника.

Следователь должен учитывать динамику психического состояния потерпевших. Повторно пересматривая случившееся, они активно реконструируют прошедшие события под влиянием чувства стыда, обиды, унижения, мести, а иногда и агрессивности.

У потерпевших от полового насилия возникает чувство депрессии, апатии, обреченности, усугубляющееся представлениями о возможной беременности и заражении венерическими заболеваниями. Нередко показания этой категории потерпевших умышленно искажаются с целью сокрытия их неблаговидных поступков.

Для многих потерпевших характерно состояние повышенного уровня тревожности и как следствие этого — нарушенность социальной адаптированности.

Нередко потерпевшим приходится участвовать в многочисленных допросах и очных ставках, неоднократно выезжать на место происшествия, опознавать участников преступления. В этих условиях у потерпевших может непроизвольно сформироваться меха­низм психической защиты от повторных психотравмирующих воздействий. Интенсивные процессы торможения, их иррадиация могут значительно затруднить получение от потерпевшего нужных для расследования сведений.

Стремление выйти из сферы следствия может привести к поспешным конформным показаниям, согласию с предположениями следователя. Следует учитывать и возможное воздействие на потерпевшего со стороны обвиняемого.

Следователю необходимо чутко улавливать динамику настроения потерпевшего. Особенно тщательному психологическому ана­лизу должны подвергаться просьбы потерпевшего о прекращении Дела, которые часто вызываются психическим давлением со сто­роны заинтересованных лиц.

О переходе потерпевшего от правдивых показаний к ложным свидетельствуют, как правило, его психическая напряженность, замкнутость, формальность речевых построений. В этих ситуациях следователь должен понять, кто и каким образом мог оказать психическое давление на потерпевшего, воспроизвести возмож­ный ход рассуждений заинтересованных лиц, показать их несо­стоятельность.

В необходимых случаях следователь преодолевает негатив» психическое воздействие на подозреваемого со стороны заинтер сованных лиц, вызывая их на допрос и предупреждая об уголо ной ответственности за подстрекательство потерпевшего к да1 ложных показаний или понуждение к даче им ложных показанш

Психология свидетелей

Особенностью поведения свидетелей в предварительном еле, ствии (и на суде) является их процессуально регламентированая обязанность давать показания, имеющие значение для ра крытия и расследования преступлений.

Взаимодействуя со свидетелями, следователь должен учитыват что направленность восприятия события и его содержание опред ляются оценочной позицией воспринимающего лица, уровнем е; психического, интеллектуального и нравственного развития.

При взаимодействии со следователем свидетель придерживает определенной линии поведения, дает свои оценки сообщаемым фактам, о чем-то умалчивает, допускает недомолвки. Они могут бьг обусловлены различными побуждениями — боязнью мести, жал стью, стремлением избавиться от свидетельских обязанностей и др

Наряду с этим свидетельские показания сами по себе затруднены рядом психологических обстоятельств — фрагментарность первоначального восприятия событий, мнемическими и речевыр; зительными трудностями.

2. Психологические основы следственно-поисковой деятельности и отдельных следственных действий

Стартовая база следственной деятельности - проблемная следственно-поисковая ситуация - совокупность обстоятельств происшествия со значительными информационными пробелами, ликвидация которых требует познавательно-поисковой деятельности следователя.

Следственные ситуации могут быть простыми, требующими известных алгоритмических решений (например, расследование растраты денежных средств бухгалтером). Проблемными следственные ситуации становятся при неизвестности личности виновного и механизма совершения преступления. Такого рода случаи требуют использования эвристической стратегии, применения системы тактических приемов. Проблемность исходной следственной ситуации связана с первоначальной невозможностью ответить на вопросы, входящие в предмет доказывания.

Успешность начального этапа расследования зависит от адекватного отражения следственной ситуации в сознании следователя, от его способности правильно определить тип ситуации, его способности соотнести известное с неизвестным и наметить систему последовательных задач для первоочередного разрешения.

Проблемные, нестандартные ситуации разрешаются общими подходами — эвристиками (от греч. heurisky — нахожу).

Рекомендуются следующие эвристические методы поиска: 1) временное упрощение ситуации; 2) анализ общего положения на отдельных примерах; 3) рассмотрение «крайних случаев»; 4) переформулировка требований задачи; 5) решение «от конца»; 6) временное блокирование некоторых составляющих в анализируемой среде; 7) выбор наиболее правдоподобных ходов; 8) использование аналогий, решение наводящих задач; 9) совершение «скачков» через информационные разрывы.

Общим способом решения нестандартных задач является вероятностно-информационное моделирование.

Информационная модель — специально создаваемая, мысленно представляемая система, отображающая элементы проблемной ситуации и позволяющая преобразовать эти элементы с целью нахождения информации для решения задач данного класса.

Информационные модели могут быть вероятностными й достоверными. Информационно-вероятностной моделью следственного познания является типовая версия.

Типовые версии отражают наиболее типичную, высоковероятностную возможность обусловленности данного события определенной причиной.

Так, исследования Л. Г. Видонова показали, что в случаях убийства лиц муж­ского пола в возрасте 5—17 лет убийцами в большинстве случаев (88,9%) были подростки в возрасте 10—16 лет; 75% из них были друзьями или приятелями по­терпевших.

Убийства лиц мужского пола в возрасте до 23 лет путем нанесения ранения в общественных местах (клуб, дом культуры, кинотеатр, парк культуры и отдыха) в 75% случаев совершали лица мужского пола в возрасте 17—22 лет, бывшие друзьями, приятелями, сослуживцами, односельчанами потерпевших. Виновные проживали на расстоянии от 300 до 1500 м от места преступления, такого рода высоковероятностная корреляция и дает основания для выдвижения типовых версий.

Версиясредство развития следственно-познавательного поиска постольку, поскольку из нее выводятся определенные следствия, которые могут быть проверены путем совершения практических действий (это и составляет основное содержание планируемых следствием мероприятий).

Версионное моделирование осуществляется определенной системой эвристических «шагов».

• Шаг 1 — выдвинуть все возможные версии (первоначальное количество версий может быть относительно большим — это уменьшает возможность упущения наиболее вероятностной вер­сии).

• Шаг 2 — четко определить обстоятельства, обосновывающие каждую версию.

• Шаг 3 — исключить необоснованные версии.

• Шаг 4 — ранжировать «вес» доказательств применительно к каждой версии (по трехбалльной системе).

• Шаг 5 — определить все возможные следствия по каждой версии, наметить систему первоначальных следственных действий для проверки всех выдвинутых версий.

Центральное звено следственного поиска — переход от версии к достоверным знаниям, от информационно-вероятностной к информационно-достоверной модели событий, концептуальное объединение, синтез всех достоверных доказательств.

Многообразие следственных задач в следственной диагностике сводится к одному типу познавательной деятельности: отнесению единичного к общему. Это и есть дедуктивный метод расследования.

Методами дедукции являются:

• интерполяция;

• экстраполяция;

• аналогия;

• интерпретация;

• мысленный эксперимент;

• моделирование.

Метод интерполяции — нахождение по ряду значений промежуточных значений. Так, если даны первые звенья и последний член числовой последовательности: 2, 4, 8, 16,... 64, то для за-полнения пробела необходимо рассмотреть имеющиеся числа, найти устойчивую зависимость между ними, обобщить отноше­ния между ними; на основе этого обобщения становится возможной ликвидация пробела.

Методом экстраполяции решаются задачи, допускающие перенос обобщений одних явлений на другие явления такого же рода — или обобщение явления в целом по его части.

Интерполяция и экстраполяция применяются для ликвидации пробелов в познании закономерно связанных цепей натуральных явлений при выпадении из поля восприятия отдельных их звеньев.

Но в следственной практике встречаются и такие ситуации, когда задача состоит не в поиске звеньев разорванной цепи причинно-следственных последовательностей, а в объяснении явления, истолковании поведения человека, когда используется метод интерпретации.

Интерполяция, экстраполяция и интерпретация — средства решения большинства промежуточных следственных задач.

Одним из дополнительных методов следственного познания является мысленный эксперимент — мысленные действия с ре­альными объектами. Такими объектами могут быть события преступления, место и время его совершения, мотивы и способы совершения деяния. При этом, как правило, выясняется, при каких условиях то или иное явление могло произойти, что в связи с этим следует выяснить, где и какие сведения следует искать.

Информационная база следственного поиска имеет знаковую природу. Следы преступления — информационные знаки.

Совокупность следов на месте происшествия должна быть систематизирована как совокупность определенных, структурно объ­единенных подсистем.

Для успешной аналитической работы со следами необходимо учитывать системную связь следовоспринимающих и следообра- зующих объектов.

Следы преступления свидетельствуют о личностных особенностях преступника — мотивах и целях поведения, об особенностях подготовительных действий, особенностях всего поведенческого комплекса; о своеобразии использования различных средств и орудий, характере и последовательности исполнительских операций, об особенностях поправочных действий, оперативной целевой переориентации, об отношении к достигнутым промежуточным результатам и итоговому результату, об особенностях маскировочных приемов.

Следы рук, ног, других частей тела, физические характеристики движений заподозренного (амплитуда, темп, ритм, при­ложенные усилия) — все это должно быть использовано для ве­роятностного моделирования физических и функциональных особенностей разыскиваемого. Существенное значение для поиска и задержания преступника имеет диагностирование его социально-йсихологических характеристик: социально-групповой принадлежности, типичной для него среды преимущественного пребывания. Это значительно сужает зону поиска преступника.

Преступник, скрывшийся с места преступления, неизбежно оставляет комплекс информации о своей личности.

При длительном пребывании заподозренного в данной местности тщательно исследуются образ его жизни, связи с другими людьми, круг интересов, события, в которых он участвовал, все особенности поведения, связанные с сокрытием совершенного преступного деяния.

Специально анализируются все поведенческие особенности, возникающие в связи с результатами преступления (сбыт ценных вещей, возможность увеселений в дорогих ресторанах, покупка дорогих вещей и т. п.). Выявляются все возможные объекты для дальнейшей оперативно-розыскной проработки, анализируются все возможности, которыми мог воспользоваться преступник для сокрытия следов своего ухода: какими документами он мог вос­пользоваться, какими транспортными средствами, до каких пред­почтительных для него населенных пунктов мог доехать.

Значительная информация о личности преступника может быть получена в результате анализа связей преступника с жертвой. Так, расчленение трупа, его обезображивание свидетельствуют, как правило, о прочных взаимосвязях преступника с убитым. Статистический анализ показывает, что если преступник не был заранее связан с убитым, то он более озабочен тем, чтобы скрыть

свое участие в преступлении, и не заботится о сокрытии самого факта преступления.

Преступники же, хорошо знавшие жертву, стремятся, прежде всего, скрыть факт преступления (расчленение трупа, его транс­портировка в отдаленное место, укрытие в труднодоступных местах).

Система поведенческих признаков человека объективно отражается в предметах обстановки совершения преступления, динамике их изменений; орудиях и средствах совершения преступления, их качественном своеобразии, способах и динамике их использования; обстановке, предшествующей преступлению; обстановке, возникшей после 'совершения преступления, типичных способах его со­крытия; особенностях отношений между обвиняемым (подозреваемым) и потерпевшим.

Поведение человека неизбежно отражается в окружающей среде в виде комплексного личностно-регуляционного «следа». Этот «след» не менее пригоден для идентификации личности преступника, чем след его пальца. Но в отличие от следа пальца пове­денческий след всегда имеется на месте происшествия и несет неизмеримо больший объем криминалистически значимой информации о личности преступника.

В процессе расследования следователь взаимодействует с оперативно-розыскной службой. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется гласно и негласно уполномоченными на то государственными органами и оперативными подразделениями путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, безопасности общества и государства.

Отличительной психологической особенностью оперативно-розыскной деятельности является преодоление противодействия и сопротивления преступника и в связи с этим — использование определенных ухищрений. Эти ухищрения не противоречат законности, их необходимость обусловлена спецификой сыска.

Задачи оперативно-розыскной деятельности определены законом[1].

Оперативность означает быстрое выполнение практического действия в ответ на определенные обстоятельства. Оперативная деятельность отличается повышенной динамичностью и по своему содержанию не может быть формализована.

Уголовный розыск наряду с гласными средствами и приемами имеет право использовать приемы личного сыска, специальные учеты, оперативную технику и т. п.'

По оперативно-розыскным каналам следователь может получить:

• сведения об объектах — возможных носителях доказательст­венной информации;

• ориентирующие данные об обстоятельствах, определяющих тактические приемы собирания доказательств;

• сведения, содействующие правильной оценке доказательств;

• сведения о подозреваемых лицах.

Деятельность следователя и оперативного работника протекает в условиях противодействия подозреваемых и других лиц. Для преодоления этого противодействия следователям и оперативным работникам необходимо владеть методами психологической борьбы. К ним в первую очередь относятся:

• упреждение негативной деятельности преступников;

• координация и синхронность оперативно-розыскных, следст­венных и иных мероприятий;

• выбор оптимальных условий для проведения процессуаль­ных и оперативно-розыскных мероприятий.

Для поиска лиц, совершивших преступление по неполной ис­ходной информации, используются алфавитный и дактилоскопи­ческий учеты, информационно-поисковые системы, обеспечиваю­щие автоматическое сличение массива дактилокарт со следами пальцев рук, изъятыми на месте происшествия.

Современные информационно-поисковые системы — мощное средство раскрытия преступлений в условиях неполноты исходной информации. Некоторые информационно-поисковые системы обеспечивают и многоаспектный поиск — одновременное исполь­зование множества признаков, характеризующих внешность чело­века, его преступный опыт, психологические особенности совер­шения преступлений.

Значительный объем информации в оперативно-розыскной деятельности не документируется, а сохраняется в памяти от­дельных работников. Владея методикой выявления скрытых обстоятельств, оперативно-розыскные работники часто предос­тавляют следователю материал для принятия ключевых реше­ний.

Система личных, персональных действий оперативного работника, связанных с решением оперативно-розыскных задач, назы­вается личным сыском.

Личный сыск — индивидуализированный стиль поисковой деятельности оперативного работника, связанный с его способностью идентифицировать личность преступника по его характерным признакам, пользоваться приемами негласного наблюдения за оп­ределенным лицом, вести результативный осмотр объектов и территорий с использованием средств маскировки, приборов наблю­дения и радиосвязи.

Личный сыск применяется в целях предупреждения и пресе­чения преступлений, обнаружения признаков совершенных пре­ступлений и причастных к ним лиц, установления источников носителей существенной для раскрытия преступлений информа­ции.

Специфические условия личного сыска предъявляют опреде­ленные требования к оперативному работнику. Он должен хоро­шо знать способы и приемы совершения и сокрытия соответствующих преступлений, особенности текущей оперативной обста­новки в зоне поиска, особенности поведения преступников различных категорий, их речевые особенности и соответствую­щую криминальную субкультуру, владеть навыками длительного наблюдения за поведением преступников, выбора с этой целью оптимальных позиций, использования средств маскировки, навы­ками легендированного общения с лицами, принадлежащими к разным социальным группам, приемами получения информа­ции из различных источников.

Личный сыск могут успешно осуществлять только такие со­трудники, которые способны переносить ситуативные трудно­сти, которым свойственны наблюдательность и оперативное мышление, высокопродуктивная память. Они должны быть смелыми, находчивыми, готовыми к мгновенному принятию ре­шений в неординарных ситуациях. Личный сыск требует спо­собности к быстрому социально-ролевому перевоплощению и соответствующей речевой адаптации, умения подмечать осо­бенности поведения людей и использовать разнообразные под­ходы для получения от них конфиденциальной информации. Важно и наличие высокой мотивации к осуществлению данно­го рода деятельности.

Развитое практическое мышление необходимо оперативному сотруднику для моделирования динамики исследуемого события, для вероятностного представления психологических портретов лиц, которые могут быть вовлечены в наблюдаемую ситуацию.

В ряде случаев возникает необходимость оперативного внедре­ния сотрудника оперативно-розыскной деятельности в крими­нальную среду. С этой целью разрабатываются психологически обоснованная легенда, сценарии ввода и вывода сотрудника из среды внедрения. Проводятся специальные занятия по его роле­вому поведению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: