Пассивные методы обучения персонала

К традиционным методам относятся лекции и семинары. Эти методы являются преобладающими при передаче и закреплении знаний, несмотря на то, что они не позволяют учитывать разный уровень знаний и не предполагают обратной связи, демонстрирующей степень усвоения материала.

Лекция

Лекция – устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д. Лекция является традиционным и одним из самых древних методов профессионального обучения. При использовании лекционного метода подачи материала преподаватель устно передает информацию группе, размер которой может колебаться от нескольких человек до нескольких сот и даже тысяч человек. При этом преподаватель может применять и наглядные средства обучения, используя классную доску, плакаты, показ слайдов и видеофильмов

Лекция является непревзойденным средством изложения большого объема учебного материала в короткий срок, позволяет развить множество новых идей в течение одного занятия, сделать необходимые акценты. Кроме того, при данном методе обучения финансовые затраты на одного обучающегося достаточно низкие, особенно при условии большого числа слушателей

Однако лекционный метод не свободен от ряда недостатков. Коммуникация во время лекционных занятий в основном является односторонней, и исключение составляют лишь ситуации, когда лектор отвечает на вопросы слушателей. Другими словами, обратная связь практически отсутствует и инструктор не контролирует степень усвояемости материала и степень различий в образовательном уровне и профессиональном опыте слушателей и не может внести коррективы в ход обучения. К недостаткам лекционного метода также относится то, что проведение лекционных занятий обычно жестко привязано к учебному расписанию и в случае отсутствия учащегося на занятиях восстановить пропущенный материал в полном объеме достаточно сложно.

Эффективность обучения при лекционной подаче материала определяется целым рядом факторов: личностными особенностями преподавателя, его эрудицией, умением вызвать интерес к изучаемой теме, способностью ясно и четко изложить материал. Большое значение имеет и обеспеченность обучаемых учебной литературой, методическими материалами – учебными и методическими пособиями, опорными схемами лекций, раздаточными материалами и т.п.

Семинар

Семинар – форма учебно-практических занятий, которые предполагают большую активность участников и используются для совместного обсуждения проблемы, выработки общих решений или поиска новых идей. Как правило, семинар завершает лекционное предъявление некоторой логически завершенной порции материала, темы.

Цель семинара ‐ проверить усвоение материала лекций и помочь слушателям лучше разобраться в содержании изучаемой темы. Главное в семинаре ‐ диалог между обучающимися и преподавателем, который позволяет с разных сторон рассмотреть материал, соотнести его с опытом и знаниями, уже имеющимися у слушателей. Семинары предполагают двустороннюю коммуникацию во время семинарских занятий.

Эффективность семинара зависит, прежде всего, от умения преподавателя создать в ходе занятия такую обстановку, такой психологический микроклимат, который побуждает слушателей к активному участию в работе.

Преимущества семинарских занятий: Семинарские занятия позволяют контролировать степень понимания слушателями пройденного материала; Семинар помогает обучающимся лучше понять материал лекции; Семинары позволяют преподавателю за счет двусторонней коммуникации в процессе занятий установить более прочные связи между материалом, который слушатели получили на лекции, и теми знаниями и опытом, которым они располагают в настоящий момент.

Недостатки семинаров: Семинары проводятся в относительно не больших группах по 8‐25 человек; Ведущий семинара должен быть опытным и коммуникабельным человеком.

Современные методы обучения персонала – методы, которые начали применяться российским компаниями относительно недавно. К современным методам обучения персонала относят: видеообучение и дистанционное обучение.

Видеообучение

Видеообучение является наиболее простым и экономным видом обучения, для него не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время ‐ обучающийся выбирает эти параметры сам.

Видео — самая наглядная и продуктивная форма обучения. Как показывает опыт, видео в сочетании с отработкой материала путем обсуждения, различных интерактивных упражнений — более эффективны, чем просто лекции или инструктаж.

Каждый видеокурс включает учебный видеофильм, пособие по теме курса и методическое руководство для преподавателей по проведению занятий. В методических материалах могут содержаться рекомендуемые упражнения, ролевые игры, учебные тексты, диалоги, темы для дискуссий, акценты на основные обучающие моменты, даже варианты тренинга с разбивкой по времени.

Преимущества видеообучения: Связь с практикой: в основе сюжетов лежат реальные события, происходившие на конкретных рабочих местах; Наглядность и доступность подачи материала; Возможность самообучения и повторения; Возможность многократного использования; Удобство использования: обучение может производиться в удобном темпе, в удобном месте, в удобное время, что психологически комфортно для большинства; Не требует больших затрат.

Недостатки видеообучения: Любой просмотр оставляет участников пассивными, не давая им возможности задавать вопросы, обсуждать; Кино‐ и видеофильмы не позволяют учитывать индивидуальные различия в образовательном уровне и профессиональном опыте обучающихся; При отсутствии внешнего контроля, когда никто не заставляет сотрудника «расти и совершенствоваться», довольно остро встает проблема внутренней мотивации; При просмотре видеофильмов исключается такой мощный фактор воздействия на обучающихся, как личность преподавателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: