К традиционным методам относятся лекции и семинары. Эти методы являются преобладающими при передаче и закреплении знаний, несмотря на то, что они не позволяют учитывать разный уровень знаний и не предполагают обратной связи, демонстрирующей степень усвоения материала.
Лекция
Лекция – устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д. Лекция является традиционным и одним из самых древних методов профессионального обучения. При использовании лекционного метода подачи материала преподаватель устно передает информацию группе, размер которой может колебаться от нескольких человек до нескольких сот и даже тысяч человек. При этом преподаватель может применять и наглядные средства обучения, используя классную доску, плакаты, показ слайдов и видеофильмов
Лекция является непревзойденным средством изложения большого объема учебного материала в короткий срок, позволяет развить множество новых идей в течение одного занятия, сделать необходимые акценты. Кроме того, при данном методе обучения финансовые затраты на одного обучающегося достаточно низкие, особенно при условии большого числа слушателей
|
|
Однако лекционный метод не свободен от ряда недостатков. Коммуникация во время лекционных занятий в основном является односторонней, и исключение составляют лишь ситуации, когда лектор отвечает на вопросы слушателей. Другими словами, обратная связь практически отсутствует и инструктор не контролирует степень усвояемости материала и степень различий в образовательном уровне и профессиональном опыте слушателей и не может внести коррективы в ход обучения. К недостаткам лекционного метода также относится то, что проведение лекционных занятий обычно жестко привязано к учебному расписанию и в случае отсутствия учащегося на занятиях восстановить пропущенный материал в полном объеме достаточно сложно.
Эффективность обучения при лекционной подаче материала определяется целым рядом факторов: личностными особенностями преподавателя, его эрудицией, умением вызвать интерес к изучаемой теме, способностью ясно и четко изложить материал. Большое значение имеет и обеспеченность обучаемых учебной литературой, методическими материалами – учебными и методическими пособиями, опорными схемами лекций, раздаточными материалами и т.п.
Семинар
Семинар – форма учебно-практических занятий, которые предполагают большую активность участников и используются для совместного обсуждения проблемы, выработки общих решений или поиска новых идей. Как правило, семинар завершает лекционное предъявление некоторой логически завершенной порции материала, темы.
|
|
Цель семинара ‐ проверить усвоение материала лекций и помочь слушателям лучше разобраться в содержании изучаемой темы. Главное в семинаре ‐ диалог между обучающимися и преподавателем, который позволяет с разных сторон рассмотреть материал, соотнести его с опытом и знаниями, уже имеющимися у слушателей. Семинары предполагают двустороннюю коммуникацию во время семинарских занятий.
Эффективность семинара зависит, прежде всего, от умения преподавателя создать в ходе занятия такую обстановку, такой психологический микроклимат, который побуждает слушателей к активному участию в работе.
Преимущества семинарских занятий: Семинарские занятия позволяют контролировать степень понимания слушателями пройденного материала; Семинар помогает обучающимся лучше понять материал лекции; Семинары позволяют преподавателю за счет двусторонней коммуникации в процессе занятий установить более прочные связи между материалом, который слушатели получили на лекции, и теми знаниями и опытом, которым они располагают в настоящий момент.
Недостатки семинаров: Семинары проводятся в относительно не больших группах по 8‐25 человек; Ведущий семинара должен быть опытным и коммуникабельным человеком.
Современные методы обучения персонала – методы, которые начали применяться российским компаниями относительно недавно. К современным методам обучения персонала относят: видеообучение и дистанционное обучение.
Видеообучение
Видеообучение является наиболее простым и экономным видом обучения, для него не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время ‐ обучающийся выбирает эти параметры сам.
Видео — самая наглядная и продуктивная форма обучения. Как показывает опыт, видео в сочетании с отработкой материала путем обсуждения, различных интерактивных упражнений — более эффективны, чем просто лекции или инструктаж.
Каждый видеокурс включает учебный видеофильм, пособие по теме курса и методическое руководство для преподавателей по проведению занятий. В методических материалах могут содержаться рекомендуемые упражнения, ролевые игры, учебные тексты, диалоги, темы для дискуссий, акценты на основные обучающие моменты, даже варианты тренинга с разбивкой по времени.
Преимущества видеообучения: Связь с практикой: в основе сюжетов лежат реальные события, происходившие на конкретных рабочих местах; Наглядность и доступность подачи материала; Возможность самообучения и повторения; Возможность многократного использования; Удобство использования: обучение может производиться в удобном темпе, в удобном месте, в удобное время, что психологически комфортно для большинства; Не требует больших затрат.
Недостатки видеообучения: Любой просмотр оставляет участников пассивными, не давая им возможности задавать вопросы, обсуждать; Кино‐ и видеофильмы не позволяют учитывать индивидуальные различия в образовательном уровне и профессиональном опыте обучающихся; При отсутствии внешнего контроля, когда никто не заставляет сотрудника «расти и совершенствоваться», довольно остро встает проблема внутренней мотивации; При просмотре видеофильмов исключается такой мощный фактор воздействия на обучающихся, как личность преподавателя.