Тема 1: Бюджетное устройство (система)
1. Структура бюджетов.
2. Бюджетная классификация.
3. Бюджетный процесс.
Структура бюджетов
Формирование бюджета. Во всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются валовой внутренний продукт и национальный доход. Произведенный в сфере материального производства национальный доход проходит последовательно стадии распределения и перераспределения. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет. В процессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.
Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджетная система РФ – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:
- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты, в том числе:
а) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
б) бюджеты городских и сельских поселений.
Бюджетное устройство – организация бюджетной системы и принципы ее построения.
Консолидированный бюджет – свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
Консолидированный бюджет РФ = Федеральный бюджет + Свод консолидированных бюджетов субъектов РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами).
Консолидированный бюджет субъекта РФ = Бюджет субъекта РФ + Свод бюджетов муниципальных образований (МО), входящих в состав субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами).
Консолидированный бюджет муниципального района = Бюджет муниципального района (районный бюджет) + Свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами).
Понятие «местные бюджеты» аналогично понятию «бюджеты муниципальных образований» и «бюджеты органов местного самоуправления».
Рис. 1. Консолидированный бюджет Российской федерации
Внебюджетный фонд – денежный фонд, образуемый вне федерального бюджета (ФБ) и бюджетов субъектов РФ (БСРФ).
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.
Функции бюджета:
1) Фискальная – функция обеспечения материальной основы государства (источник – налоги, займы, доходы от государственной собственности, эмиссия бумажных денег).
2) Распределительная – государство концентрирует часть ВНП и распределяет его между сферами производства, социальными группами.
3) Регулирующая – с помощью бюджетов оказывается воздействие на совокупный спрос и бюджет служит инструментом стимулирования технического прогресса.
Принципы организации и функционирования бюджетной системы РФ:
1 – единства бюджетной системы РФ (обеспечивается единой экономической политикой, единой бюджетной классификацией);
2 – разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ;
3 – полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
4 – сбалансированности бюджета (расходы = доходы + поступления из источников финансирования дефицита бюджета);
5 – результативности и эффективности использования бюджетных средств (получение наилучшего результата при наименьших издержках);
6 – общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
7 – прозрачности (открытости);
8 –достоверности (надежность и реалистичность);
9 – адресности и целевого характера бюджетных средств;
10 – принцип самостоятельности означает:
а) наличие собственных источников доходов бюджетов;
б) закрепление регулирующих доходов бюджетов;
в) право самостоятельно определять направления расходования средств;
г) право самостоятельно определять источники финансирования дефицитов бюджетов;
д) недопустимость изъятия сумм экономии по расходам бюджета);
11 – принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований (МО).
12 – подведомственности расходов бюджетов;
13 – единства кассы.
К собственным доходам бюджетов относятся:
- налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах;
- неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;
- доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.