Тема 2: Бюджетный федерализм
1. Модели бюджетного федерализма.
2. Бюджетные инструменты выравнивания регионов.
3. Федеральные фонды, предоставляющие финансовую помощь субъектам РФ
Модели бюджетного федерализма
Бюджетный федерализм — автономное функционирование бюджетов отдельных уровней власти и их взаимодействие.
Различают два типа моделей бюджетного федерализма:
1) децентрализованная;
2) централизованная (кооперативная).
Особенностями децентрализованной модели (Канада, США, Великобритания, Япония) являются следующие:
- региональные власти получают высокую степень финансовой самостоятельности;
- финансовым обеспечением независимости и самостоятельности является право регионов (штатов и т.п.) устанавливать собственные налоги или определять порядок налогообложения;
- четкое разделение и закрепление соответствующих налогов и доходов за каждым уровнем бюджетной системы. Как правило, налоговыми источниками центрального бюджета являются подоходные налоги физических и юридических лиц, таможенное налогообложение. Налоговыми источниками региональных и местных бюджетов выступают налоги на товары и услуги, имущество, земельные участки (второстепенные налоги);
- центральное правительство не контролирует бюджетную деятельность региональных органов и безразлично относится к проблеме горизонтальных дисбалансов;
- система бюджетного выравнивания развита слабо. Как правило, федеральные средства предоставляются в виде целевых перечислений на финансирование конкретных программ;
- центральное правительство снимает с себя ответственность по долгам региональных правительств и не отвечает за дефицит их бюджетов. Региональные правительства самостоятельно изыскивают средства для погашения дефицита бюджета.
Кооперативная модель бюджетного федерализма получила в настоящее время более широкое распространение в мировой практике. Она существует в большинстве европейских стран и характеризуется следующими основными чертами:
- широким участием региональных властей в перераспределении национального дохода;
- наличием собственных и регулирующих налогов и доходов для каждого уровня бюджетной системы;
- введением местных ставок к федеральным и территориальным налогам;
- повышенной ответственностью центра за состояние региональных финансов (дефицит бюджета, наличие долга);
- ограничение самостоятельности региональных властей в вопросах внешних заимствований. Как правило, внешними заимствованиями могут заниматься только органы федеральной власти, тогда как региональные власти — внутренними заимствованиями;
- наличие развитого механизма перераспределения денежных средств между уровнями бюджетной системы через субсидии, дотации, субвенции и т.п.
Кооперативная модель, как правило, используется там, где существуют весьма значительные различия в уровнях бюджетной обеспеченности разных регионов. Поэтому именно для кооперативной модели большое значение приобретает вертикальное выравнивание за счет дотаций, субсидий, субвенций. Широко используется при этом деление всех доходов на собственные и регулирующие.
Таблица 1 – Основные черты моделей бюджетного федерализма
Децентрализованная модель | Централизованная (кооперативная) модель |
1) процесс производства государственных благ подразделяется между тремя уровнями власти; 2) признается высокая степень финансовой независимости и самостоятельности региональных властей; 3) каждый бюджет собирает свои базовые налоги или территория выплачивает федеральный бюджет определенную фиксированную сумму или % от общей суммы фактически взимаемых в регионе налогов; 4) федеральный бюджет незначительно вмешивается в перераспределение средств между территориями. | 1) повышается роль региональных властей в системе распределения налоговых доходов и в решении макроэкономических проблем; 2) каждый бюджетный уровень формирует свои доходы на основе долевого участия в установленных налогах; 3) имеет место активная политика бюджетного выравнивания, увеличение ответственности центра за состояние региональных бюджетов. |