Тема 3. Становление и развитие геоэкономических систем.
1. Понятие и основные признаки геоэкономических систем.
2. Геоэкономический полюс и геоэкономический центр сил.
3. Геоэкономический баланс сил.
Тема 3. Становление и развитие геоэкономических систем (6 часов).
Занятие 1.
1. Понятие геоэкономических систем.
2. Основные признаки геоэкономических систем.
3. Организационные структуры геоэкономических систем.
Занятие 2.
1. Геоэкономический полюс.
2. Геоэкономический центр сил.
3. Геоэкономический баланс сил.
Занятие 3.
1. Механизмы формирования геоэкономической модели внешнеэкономических связей на территории СНГ.
2. Значение и функции геоэкономических границ.
3. ТНК – необходимое условие обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Понятие и основные признаки геоэкономических систем.
Развитие геоэкономики и геофинансов стимулировало выход экономик за национальные рамки, в результате на мировой арене стали появляться новые субъекты внешнеэкономических связей, действующие в рамках геоэкономических систем.
|
|
Геоэкономическая система — совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых национальных и транснациональных структур, обладающая способностью к реструктурированию и последующему движению к динамическому равновесию.
Субъектам геоэкономических систем соответствует определенный уровень взаимодействия. Предприятиям соответствует производственный уровень, отдельным отраслям — отраслевой уровень, межотраслевым структурам — межотраслевой уровень, странам — межгосударственный уровень сотрудничества, и, наконец, наивысшим уровнем сотрудничества является межанклавное взаимодействие различных субъектов геоэкономической системы (рис. 1).
Многообразие форм и видов деятельности субъектов геоэкономических систем требует создания определенных условий их взаимодействия. Среди них:
—коллективный «ответ» на общие «вызовы»;
—отсутствие неразрешимых противоречий;
—взаимовыгодное сотрудничество.
Национальное государство стремится усилить контроль над субъектами геоэкономических систем, действующими на его территории, посредством встраивания в национальную экономику соответствующей внешнеэкономической модели.
По мнению Э. Кочетова, она включает три основных блока:
— доступ к формированию мирового дохода и его перераспределению;
— управленческую и организационно-функциональную форму;
— механизмы принятия стратегических решений[1]. Таким образом, внешнеэкономическая модель (модель внешнеэкономических связей) формирует организационную структуру геоэкономической системы (рис. 2).
|
|
Рис.1.
Рис. 2.
Снабженческо-сбытовая модель – национальная система взаимодействия с внешней экономической сферой, выстраиваемая на планово-распределительной основе и в незначительной степени опосредованная мировым рынком.
Торговая модель — национальная система взаимоотношений с внешнеэкономической сферой, опосредованная конъюнктурой мирового рынка и выстраиваемая только по одному звену воспроизводственного процесса — обмену (товарами, услугами и т. д.). Торговая модель базируется на международном разделении труда, заключении сделок по вывозу (экспорту) товаров в другие страны и ввозу (импорту) товаров из других стран.
Воспроизводственная (геоэкономическая) модель — национальная система взаимодействий с внешней экономической сферой, выстроенная на базе сотрудничества по всем звеньям воспроизводственного процесса, вынесенного за национальные рамки.
Развитие моделей внешнеэкономических связей во многом связано с изменением характера товарных потоков, а также самой товарной формы, когда наряду с производством и реализацией единичных товаров или товаров-групп происходит производство и реализация товаров-объектов и товаров-программ.
Единичный товар — простейшая товарная форма, определяющая отдельные изделия или сырьевые компоненты и полуфабрикаты.
Товар-группа (товары группового ассортимента) — товарные группы, в которых на основе потребительского спроса вокруг базисного товара формируется широкий "ассортиментный шлейф" конструктивно и технологически однородных изделий, отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам (типам, размерам, параметрам, химическому составу и т. п.).
Товар-объект (товар-предприятие) — форма товара, при которой предметом внешнеэкономической сделки (сделки "генерального подряда") выступают объекты различного назначения (строительство объектов "под ключ").
Товар-программа — форма товара, при которой предметом внешнеэкономической сделки выступает комплекс функционально либо технологически взаимосвязанных между собой различных предприятий, объектов, сооружений, систем и т. д.
Соответствующие изменения претерпевают и организационные формы хозяйствования. Например, специализация на производстве единичных товаров или товаров-групп осуществляется, как правило, отдельными фирмами или крупными объединениями с достаточно однородной организационно-экономической структурой, включающей весь обычный, "стандартный", набор подразделений производства, сбыта, сервиса, отделов, связанных с поиском и освоением технологий из смежных отраслей, привлечением субподрядчиков, обучением и подготовкой специалистов, связанных с монтажом и эксплуатацией оборудования. При специализации на производстве товаров-объектов требуется создание уже новых организационных структур, включающих сложные производственно-коммерческие агломерации, объединения промышленных концернов, банков, научно-исследовательских институтов, лабораторий, консультационных агентств. Наибольшие организационные изменения происходят при производстве и реализации товаров-программ, обусловливающих необходимость сращивания государственных и коммерческих структур путем создания особых органов и институтов в результате подписания межправительственных соглашений, организации смешанных компаний с участием национальных фирм, поддержки деятельности данных структур банковскими консорциумами, достраивания их различными военно-политическими организациями и союзами.
В сложившейся ситуации государство, вынужденное выступать в роли глобального предпринимателя, качественно изменяется: под воздействием геоэкономических факторов глобализации идет эволюция государственных форм. Уже сегодня можно говорить о различных типах государств, действующих в различных геоэкономических системах (рис.3).
|
|
Рис. 3.
Страна-система — государство, которое в целях реализации своих геоэкономических интересов формирует самостоятельную систему ИВЯ. Их звеньями выступают национальные транснационализированные структуры, которые государство защищает военными средствами, делегируя одновременно реализацию национальных интересов в геоэкономическом пространстве. Ярким примером являются США, которые уже не держат всю свою армию по классической системе на границе. Американская армия нужна, чтобы следить за экономическими интересами, а не целостностью территории. Поэтому американские базы размещены далеко за пределами административных границ страны.
Несопредельные государства складываются различными способами. Например, в рамках "воспроизводственных анклавов-ядер": штаб-квартира концернов "Даймлер" и "Крайслер" находится в Штутгарте. Субпоставщиками являются концерны Швейцарии, Австрии, Дании, Швеции. Таким образом, эти концерны своим ареалом обитания могут считать всю названную гигантскую территорию, которая в экономическом плане сравнима с любой страной. Другим способом образования несопредельных государств является использование диаспоры, которая фактически представляет собой плод диффузии двух государств — исторической и новой родины. Как показал опыт Китая, диаспора может быть огромным вспомогательным источником развития "прародины" через финансы, через развитие связей с тем государством, где находятся ее выходцы.
Образование регионов-государств часто связано с трансграничными финансовыми потоками. Типичным примером является Швейцария, которая по территории — мизерная страна, но — гигант по конфигурации геофинансов, способный контролировать посредством "кольбертизма высоких технологий" огромные ареалы.
|
|
Формирование и развитие геоэкономических систем значительно изменяет подход к понятию эффективности. На самых нижних этажах геоэкономической структуры она характеризуется, например, обычной прибылью, получаемой в результате производства и реализации единичных товаров и товаров-групп. При специализации на товарах-объектах эффективность определяется уже долговременным экономическим и организационным эффектом, который образуется в результате того, что производственно-коммерческие агломерации вступают в длительные хозяйственные отношения с потребителем, обеспечивая проектирование, монтаж, эксплуатацию и сервис объектов, обучение специалистов и реализацию прочих сопутствующих функций. При этом происходит как бы своеобразное "вживление" агломерации в чужеродную организационную и национальную структуру, расширение и удержание рыночной ниши, а часто и получение сверхприбыли, связанной с геоэкономической рентой развития.
При специализации на продвижении товаров-программ возникает проблема геоэкономической эффективности, которая достигается за счет объединения корпораций с различными государственными институтами. Учитывая большие масштабы подобных программных сделок, к их использованию привлекается огромное количество фирм, что позволяет отчасти за счет эффекта масштаба, а отчасти и из-за разницы в цене ресурсов снизить совокупные издержки. Системный эффект дополняется включением потребителя в сферу прямого экономического, политического и военного влияния поставщика товара-программы. При этом возникает уже монопольная прибыль, обеспечивающаяся уникальностью каждой программы, а также поддержкой организационных структур, занимающихся ее разработкой и продажей, государственной политической и военной машиной, значительно снижающей конкуренцию в этой сфере.
Оценка эффективности функционирования геоэкономической системы будет неполной без учета ее потенциала.
Геоэкономический потенциал — это совокупность используемых и потенциальных возможностей (ресурсов) геоэкономической системы и ее субъектов по важнейшим сферам деятельности.
Основой развития геоэкономического потенциала в современных условиях становится пространственность экономических ресурсов, которая придает традиционным экономическим ресурсам большее значение и роль в развитии геоэкономических систем. Пространственный характер делает их более мобильными, легкодоступными, свободно взаимодействующими друг с другом и в то же время слабо поддающимися контролю человека над ними. В этом смысле геоэкономический потенциал можно определить как показатель территориальной концентрации, определяющий локализацию ресурсов в аспекте их относительной избыточности или дефицитности.
Основные элементы геоэкономического потенциала отражены на рис. 4.
Рис. 4.
При исследовании сущности и понятия геоэкономического потенциала необходимо определять не только основополагающие тенденции, процессы, модели и векторы развития мировой экономики, но и отдельных ее секторов и рынков. Это связано с тем, что пространственность экономических ресурсов стала фактором объективным и обусловливает снижение роли государства в управлении национальной экономикой.
Наиболее ярко этот процесс проявляется в возникновении такого явления, когда политический суверенитет государства не совпадает с экономическим (если геоэкономический потенциал государства достаточно высок, то национальные хозяйственные рамки выходят за его географические границы, но если он слаб, то экономический суверенитет может сузиться до нуля). Но и совпадение политической и экономической границы государства, в условиях отсутствия тенденции к расширению последней, также влечет за собой отставание, и не только в экономическом развитии, и требует постепенного увеличения масштабов открытия национального хозяйства внешнему миру.