Понятие и основные признаки геоэкономических систем

Тема 3. Становление и развитие геоэкономических систем.

1. Понятие и основные признаки геоэкономических систем.

2. Геоэкономический полюс и геоэкономический центр сил.

3. Геоэкономический баланс сил.

Тема 3. Становление и развитие геоэкономических систем (6 часов).

Занятие 1.

1. Понятие геоэкономических систем.

2. Основные признаки геоэкономических систем.

3. Организационные структуры геоэкономических систем.

Занятие 2.

1. Геоэкономический полюс.

2. Геоэкономический центр сил.

3. Геоэкономический баланс сил.

Занятие 3.

1. Механизмы формирования геоэкономической модели внешнеэкономических связей на территории СНГ.

2. Значение и функции геоэкономических границ.

3. ТНК – необходимое условие обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Понятие и основные признаки геоэкономических систем.

Развитие геоэкономики и геофинансов стимулировало вы­ход экономик за национальные рамки, в результате на мировой арене стали появляться новые субъекты внешнеэкономических связей, действующие в рамках геоэкономических систем.

Геоэкономическая система — совокупность взаимосвязан­ных и взаимозависимых национальных и транснациональных структур, обладающая способностью к реструктурированию и последующему движению к динамическому равновесию.

Субъектам геоэкономических систем соответствует опре­деленный уровень взаимодействия. Предприятиям соответству­ет производственный уровень, отдельным отраслям — отрас­левой уровень, межотраслевым структурам — межотраслевой уровень, странам — межгосударственный уровень сотрудничества, и, наконец, наивысшим уровнем сотрудничества является межанклавное взаимодействие различных субъектов геоэконо­мической системы (рис. 1).

Многообразие форм и видов деятельности субъектов гео­экономических систем требует создания определенных условий их взаимодействия. Среди них:

—коллективный «ответ» на общие «вызовы»;

—отсутствие неразрешимых противоречий;

—взаимовыгодное сотрудничество.

Национальное государство стремится усилить контроль над субъектами геоэкономических систем, действующими на его территории, посредством встраивания в национальную эконо­мику соответствующей внешнеэкономической модели.

По мнению Э. Кочетова, она включает три основных блока:

— доступ к формированию мирового дохода и его перерас­пределению;

— управленческую и организационно-функциональную форму;

— механизмы принятия стратегических решений[1]. Таким образом, внешнеэкономическая модель (модель внешнеэкономических связей) формирует организационную структуру геоэкономической системы (рис. 2).

Рис.1.

Рис. 2.

Снабженческо-сбытовая модель – национальная система взаимодействия с внешней экономической сферой, выстраиваемая на планово-распределительной основе и в незначи­тельной степени опосредованная мировым рынком.

Торговая модель — национальная система взаимоот­ношений с внешнеэкономической сферой, опосредованная конъ­юнктурой мирового рынка и выстраиваемая только по одному звену воспроизводственного процесса — обмену (товарами, ус­лугами и т. д.). Торговая модель базируется на международном разделении труда, заключении сделок по вывозу (экспорту) то­варов в другие страны и ввозу (импорту) товаров из других стран.

Воспроизводственная (геоэкономическая) модель — национальная система взаимодействий с внешней экономичес­кой сферой, выстроенная на базе сотрудничества по всем зве­ньям воспроизводственного процесса, вынесенного за нацио­нальные рамки.

Развитие моделей внешнеэкономических связей во многом связано с изменением характера товарных потоков, а также са­мой товарной формы, когда наряду с производством и реализа­цией единичных товаров или товаров-групп происходит произ­водство и реализация товаров-объектов и товаров-программ.

Единичный товар — простейшая товарная форма, опреде­ляющая отдельные изделия или сырьевые компоненты и полу­фабрикаты.

Товар-группа (товары группового ассортимента) — товар­ные группы, в которых на основе потребительского спроса вок­руг базисного товара формируется широкий "ассортиментный шлейф" конструктивно и технологически однородных изделий, отличающихся друг от друга по одному или нескольким призна­кам (типам, размерам, параметрам, химическому составу и т. п.).

Товар-объект (товар-предприятие) — форма товара, при которой предметом внешнеэкономической сделки (сделки "ге­нерального подряда") выступают объекты различного назначе­ния (строительство объектов "под ключ").

Товар-программа — форма товара, при которой предметом внешнеэкономической сделки выступает комплекс функцио­нально либо технологически взаимосвязанных между собой раз­личных предприятий, объектов, сооружений, систем и т. д.

Соответствующие изменения претерпевают и организаци­онные формы хозяйствования. Например, специализация на производстве единичных товаров или товаров-групп осуществ­ляется, как правило, отдельными фирмами или крупными объе­динениями с достаточно однородной организационно-экономи­ческой структурой, включающей весь обычный, "стандартный", набор подразделений производства, сбыта, сервиса, отделов, связанных с поиском и освоением технологий из смежных от­раслей, привлечением субподрядчиков, обучением и подготов­кой специалистов, связанных с монтажом и эксплуатацией обо­рудования. При специализации на производстве товаров-объек­тов требуется создание уже новых организационных структур, включающих сложные производственно-коммерческие агломе­рации, объединения промышленных концернов, банков, научно-иссле­довательских институтов, лабораторий, консультационных агентств. Наибольшие организационные изменения происходят при производстве и реализации товаров-программ, обусловли­вающих необходимость сращивания государственных и коммер­ческих структур путем создания особых органов и институтов в результате подписания межправительственных соглашений, организации смешанных компаний с участием национальных фирм, поддержки деятельности данных структур банковскими консорциумами, достраивания их различными военно-полити­ческими организациями и союзами.

В сложившейся ситуации государство, вынужденное выс­тупать в роли глобального предпринимателя, качественно из­меняется: под воздействием геоэкономических факторов глоба­лизации идет эволюция государственных форм. Уже сегодня можно говорить о различных типах государств, действующих в различных геоэкономических системах (рис.3).

Рис. 3.

Страна-система — государство, которое в целях реализа­ции своих геоэкономических интересов формирует самостоя­тельную систему ИВЯ. Их звеньями выступают национальные транснационализированные структуры, которые государство защищает военными средствами, делегируя одновременно ре­ализацию национальных интересов в геоэкономическом про­странстве. Ярким примером являются США, которые уже не держат всю свою армию по классической системе на границе. Американская армия нужна, чтобы следить за экономически­ми интересами, а не целостностью территории. Поэтому амери­канские базы размещены далеко за пределами административ­ных границ страны.

Несопредельные государства складываются различными способами. Например, в рамках "воспроизводственных анкла­вов-ядер": штаб-квартира концернов "Даймлер" и "Крайслер" находится в Штутгарте. Субпоставщиками являются концерны Швейцарии, Австрии, Дании, Швеции. Таким образом, эти кон­церны своим ареалом обитания могут считать всю названную гигантскую территорию, которая в экономическом плане срав­нима с любой страной. Другим способом образования несопре­дельных государств является использование диаспоры, которая фактически представляет собой плод диффузии двух госу­дарств — исторической и новой родины. Как показал опыт Ки­тая, диаспора может быть огромным вспомогательным источ­ником развития "прародины" через финансы, через развитие связей с тем государством, где находятся ее выходцы.

Образование регионов-государств часто связано с транс­граничными финансовыми потоками. Типичным примером яв­ляется Швейцария, которая по территории — мизерная стра­на, но — гигант по конфигурации геофинансов, способный конт­ролировать посредством "кольбертизма высоких технологий" огромные ареалы.

Формирование и развитие геоэкономических систем значи­тельно изменяет подход к понятию эффективности. На самых ниж­них этажах геоэкономической структуры она характеризуется, например, обычной прибылью, получаемой в результате произ­водства и реализации единичных товаров и товаров-групп. При специализации на товарах-объектах эффективность определяет­ся уже долговременным экономическим и организационным эф­фектом, который образуется в результате того, что производствен­но-коммерческие агломерации вступают в длительные хозяй­ственные отношения с потребителем, обеспечивая проектирова­ние, монтаж, эксплуатацию и сервис объектов, обучение специа­листов и реализацию прочих сопутствующих функций. При этом происходит как бы своеобразное "вживление" агломерации в чу­жеродную организационную и национальную структуру, расши­рение и удержание рыночной ниши, а часто и получение сверх­прибыли, связанной с геоэкономической рентой развития.

При специализации на продвижении товаров-программ возникает проблема геоэкономической эффективности, которая достигается за счет объединения корпораций с различными го­сударственными институтами. Учитывая большие масштабы подобных программных сделок, к их использованию привлека­ется огромное количество фирм, что позволяет отчасти за счет эффекта масштаба, а отчасти и из-за разницы в цене ресурсов снизить совокупные издержки. Системный эффект дополняет­ся включением потребителя в сферу прямого экономического, политического и военного влияния поставщика товара-програм­мы. При этом возникает уже монопольная прибыль, обеспечи­вающаяся уникальностью каждой программы, а также поддер­жкой организационных структур, занимающихся ее разработ­кой и продажей, государственной политической и военной ма­шиной, значительно снижающей конкуренцию в этой сфере.

Оценка эффективности функционирования геоэкономичес­кой системы будет неполной без учета ее потенциала.

Геоэкономический потенциал — это совокупность использу­емых и потенциальных возможностей (ресурсов) геоэкономичес­кой системы и ее субъектов по важнейшим сферам деятельности.

Основой развития геоэкономического потенциала в совре­менных условиях становится пространственность экономичес­ких ресурсов, которая придает традиционным экономическим ресурсам большее значение и роль в развитии геоэкономичес­ких систем. Пространственный характер делает их более мо­бильными, легкодоступными, свободно взаимодействующими друг с другом и в то же время слабо поддающимися контролю человека над ними. В этом смысле геоэкономический потенциал можно определить как показатель территориаль­ной концентрации, определяющий локализацию ресурсов в ас­пекте их относительной избыточности или дефицитности.

Основные элементы геоэкономического потенциала отражены на рис. 4.

Рис. 4.

При исследовании сущности и понятия геоэкономического потенциала необходимо определять не только основополагаю­щие тенденции, процессы, модели и векторы развития мировой экономики, но и отдельных ее секторов и рынков. Это связано с тем, что пространственность экономических ресурсов стала фактором объективным и обусловливает снижение роли госу­дарства в управлении национальной экономикой.

Наиболее ярко этот процесс проявляется в возникновении такого явления, когда политический суверенитет государства не совпадает с экономическим (если геоэкономический потен­циал государства достаточно высок, то национальные хозяй­ственные рамки выходят за его географические границы, но если он слаб, то экономический суверенитет может сузиться до нуля). Но и совпадение политической и экономической границы государ­ства, в условиях отсутствия тенденции к расширению после­дней, также влечет за собой отставание, и не только в экономи­ческом развитии, и требует постепенного увеличения масшта­бов открытия национального хозяйства внешнему миру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: