Учебный вопрос: Психологическая реабилитация военнослужащих и профилактика негативных психологических последствий воздействия экстремальных условий служебно-боевой деятельности

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ для студентов, обучающихся по специальности « Организация воспитательной и социально-правовой работы в мотострелковых подразделениях » (ВУС – 800100)

Тема №5. «Работа офицера-воспитателя по оказанию психологической помощи и сохранению психологического здоровья военнослужащих».

Занятие №2 лекция. Психологическая реабилитация военнослужащих

Учебные и воспитательные цели:

1.Довести до cтудентов нормы психического здоровья военнослужащих.

2.Изучить со студентами психологическую реабилитацию военнослужащих и профилактика негативных психологических последствий воздействия экстремальных условий служебно-боевой деятельности.

3. Воспитывать у студентов чувство коллективизма.

Время: 2часа

Метод: лекция

Место: учебная аудитория

Материальное обеспечение: интерактивное оборудование, слайды. Литература:

1.Конституция (Основной закон) РК., 1995 г., ст. 36

2.Военная доктрина РК., (Указ Президента Республики Казахстан от 11 октября 2011года №161.)

3. Закон Республики Казахстан 16.02.2012г. №561-ЗРК«О воинской службе и статусе военнослужащих»

4.Приказ «Об организации воспитательной и социально- правовой работы в Вооруженных Силах Республики Казахстан» от 3.09.2010 г

5.Приказ «О мерах по предупреждению суицидальных проявлений в Вооруженных Силах Республики Казахстан» от 06.09.2010г.

6.Приказ «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы работы по укреплению воинской дисциплины и правопорядка в Вооруженных Силах Республики Казахстан в свете требований Президента страны – Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Республики Казахстан» от 08.10.2010г.

7.Устав внутренней службы Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан ст. 153, 154.

8.Психолого-педагогические основы деятельности командира, Москва, Воениздат, 1984г.

9. Военная психология, АВВУ, 1995 г.;

10. Введение в психологию (учебное пособие), Алматы, 2000 г.

11.Немов Р.С., Психология в трех книгах, Москва, 2005г.

Учебные вопросы и примерное распределение времени

№ п/п Вопросы занятия Время (мин)
  Вводная часть  
  Основная часть Учебный вопрос №1:: Психологическая реабилитация военнослужащих и профилактика негативных психологических последствий воздействия экстремальных условий служебно-боевой деятельности. Учебный вопрос №2: Основные принципы психореабилитационной работы. Вывод по теме:      
  Заключительная часть  

ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Вводная часть

Руководитель занятия должен: принять доклад командира взвода (дежурного по учебному взводу), проверить наличие студентов, их внешний вид, готовность взвода к занятию, материально-техническое обеспечение занятия, провести опрос по предыдущей теме, объявить тему, учебно-воспитательные цели, учебные вопросы занятия.

Основная часть

В основной части руководитель занятия излагает материал лекции методом рассказа и объяснения с демонстрацией схем, таблиц, дает под запись основные понятия и определения; раздает на каждое отделение взвода раздаточный материал (отпечатанный вариант схем и таблиц); уточняет в ходе занятия степень усвоения студентами учебного материала.

Действия обучаемых при отработке учебных вопросов контролируются руководителем занятия и могут включать: внимательное прослушание учебных вопросов занятия; при возникновении трудностей в восприятии изучаемого материала обращение к руководителю занятия с вопросами; запись в рабочие тетради темы занятия, учебных вопросов, рекомендуемой литературы, основных понятий и определений темы занятия; получение раздаточного материала (отпечатанный вариант схем и таблиц для последующего занесения их в часы самостоятельной подготовки в рабочую тетрадь); ответ на поставленные руководителем занятия вопросы.

Заключительная часть

Руководитель занятия напоминает тему, цели и учебные вопросы, подводит итоги занятия, отмечает степень усвоения пройденного материала, отмечает положительные моменты при проведении занятия, объявляет оценки, отвечает на возникшие вопросы, дает задание для самостоятельной работы студентов.

Вопросы по теме № 4

1. Нормы психического здоровья военнослужащих.

2.Нервно-психическая неустойчивость.

3. Этапы НПН

Введение:

Психологическая устойчивость воина - не врожденное качество. Она формируется всей его доармейской жизнью, но в основном в период воинской службы, в ходе выполнения учебных, служебных и боевых задач. Решающая роль в формировании психологической устойчивости у воинов принадлежит офицеру, который постоянно оценивает уровень ее развития у каждого подчиненного: в начале службы - чтобы определить задачи по психологической закалке: в последующем- для контроля за ходом ее становления и внесения необходимых поправок в практику воспитательной работы: при постановке боевой задачи- для того, чтобы быть уверенным, что воин с ней успешно справится.

Учебный вопрос: Психологическая реабилитация военнослужащих и профилактика негативных психологических последствий воздействия экстремальных условий служебно-боевой деятельности.

Чем более сильный боевой стресс пережил воин, тем выше вероятность возникновения у него негативных психологических последствий (НПП) после прекращения воздействия боевых стрессоров. НПП психотравмирующего боевого стресса (ПБС) проявляются в разнообразных формах, которые ещё полностью не изучены. Чаще всего они таковы;

- потеря смыла жизни;

- ощущение нереальности своего существования;

- чувство приближения катастрофы, скорой смерти;

- неадекватное снижение или завышение самооценки;

- резкое изменение восприятия самого себя (кризис самоидентичности);

- ощущение внутриличностной дезинтерграции;

- переживания чувства вины за свои действия в пережитой психотравмирующей ситуации боевой действительности;

- субъективная переоценка своих возможностей влиять на ход происходящих в жизни событий;

- ощущения отчуждения от своих близких родственников;

- навязчивое стремление мысленно контролировать более оптимальные сценарии произошедших психотравмирующих событий;

- повышение эмоциональной чувствительности (слезливая сентиментальность) или, наоборот, снижение эмоциональной сензитивности;

- повышенная раздражительность, вспыльчивость, агрессивность;

- суицидальные мысли и настроениях, и т.д.

На клиническом уровне НПП ПБС проявляются в следующих формах:

- навязчивые воспоминания, переживания, образы, ощущения, напоминающие о психотравмирующих ситуациях, возникающие спонтанно и оказывающие сильное впечатление на воина своей схожестью с пережитыми реальными событиями;

- неспособность воспроизвести в ходе беседы с психологом (врачом) психотравмирующую ситуацию в целом или какие–то важные её обстоятельства;

- трудности засыпания, расстройства сна, кошмарные сновидения;

- различного рода страхи (страх темноты, высоты, одиночества);

- резкие колебания настроения, от повышенно – приподнятого, до подавленно – тоскливого;

- неконтролируемые вспышки гнева и злобно – агрессивные реакции;

- «зависание» на определённых мыслях, переживаниях, действиях, мелочная придирчивость к окружающим;

- общая заторможенность мышления;

- неспособность сконцентрироваться на решение той или иной задачи;

- трудность запоминания несложной информации;

- головные боли и головокружения;

- болевые (или неприятные ощущения) в области сердца, желудка;

- повышенная потливость;

- резкое снижение или повышение аппетита, половой активности;

- постоянное ощущение усталости, разбитости;

- неконтролируемое дрожание пальцев, кистей рук, ног, головы, век и других частей тела и т.п.

Военнослужащих преследует синдром посттравматического стресса, который динамически проявляется в типовых реакциях:

- немотивированная бдительность;

- «взрывная» реакция;

- притупленность эмоций;

- агрессивность;

- нарушение памяти и концентрация внимания;

- депрессия;

- общая тревожность;

- приступы ярости;

- злоупотребление наркотическими и лекарственными веществами;

- непрошенные (навязчивые) воспоминания;

- галлюцинаторные переживания;

- бессонница;

- «вина выжившего», суицидальные переживания.

Психологическая помощь в преодолении НПП ПБС предполагает проведение психореабилитационных мероприятий.

Психологическая реабилитация - восстановление психической деятельности человека после выполнения задач в экстремальных условиях деятельности в значительно измененном режиме, имеющих выраженный стрессовый характер или стрессовое жизненное событие (продолжительные неблагоприятные обстоятельства).

Система реабилитации военнослужащих реализуется в общем комплексе мероприятий восстановления боевой готовности воинской части и боеспособности личного состава. Она включает в себя три основных направления:

— социальная реабилитация;

— психологическая реабилитация;

— медицинская реабилитация.

Эти направления имеют личностную направленность, тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и, в конечном счете, предполагает восстановление физического, психического, и социального самочувствия личности.

Медицинская Психологическая Социальная
Цель: восстановление и улучшение функций органов и систем организма, обеспечивающих восстановление боевой и профессиональной трудоспособности военнослужащих. Специфика: проявления в области медицинской патологии. Цель: восстановление психического равновесия и утраченных индивидуально-психологических характеристик личности. Специфика: проявления в состояниях повышенного риска психических расстройств (пограничных психических состояний). Цель: обеспечение социализации личности и восстановления ее прежнего уровня, обеспечение социального статуса и социального самочувствия. Специфика: проявления в социальной сфере.
Задачи: 1 Диагностика и определение уровня функционального состояния организма. 2. Лечение соматических заболеваний и последствий травм и ранений. 3. Оказание помощи при психических расстройствах. 4. Проведение других восстановительных мероприятий. Задачи: 1 Психодиагностика актуальных психических состояний. 2 Восстановление психической деятельности. 3. Восстановление индивидуально-психологических характеристик. 4. Закрепление психических реакций и психологических характеристик личности в пределах нормы. Задачи: 1. Обеспечение социальных гарантий. 2 Контроль за реализацией социальных льгот. 3. Правовая защита. 4. Формирование позитивного общественного мнения в отношении военнослужащих. 5. Вовлечение личности в систему социальных отношений (в том числе и вне военной службы)

Ресурсы человеческой психики по обеспечению его адаптации к экстремальным условиям далеко не бесконечны. Характерными последствиями для психики людей, длительное время пребывавших в боевой обстановке, являются: повышенная раздражительность, вспышки агрессивности без видимых причин, трудности в общении, замкнутость, самоизоляция, нарушение сна (трудности засыпания, навязчивые кошмарные сновидения и т.п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: