Поиски определения философии

ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

ЛЕКЦИИ

ПО ФИЛОСОФИИ

Для студентов дистанционной формы обучения

НОВОПОЛОЦК

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный лекционный курс, построенный на основе “Конспекта лекций по философии” (2005г.) к.ф.н. Грудницкого Г.Д. с сокращениями и дополнениями Михно В.Б., соответствует утвержденным Министерством образования Республики Беларусь типовой учебной программе по дисциплине «Философия» (рег. № ТД-СГ.010/тип.) и экспериментальной учебной программе интегрированного модуля «Философия» для учреждений высшего образования на 2012-2013 учебный год (рег№ ТД-СГ.01/эксп.).

Лекции предназначены для студентов дистанционной формы обучения. С целью оптимизации усвоения курса «Философия», студентам рекомендуется изучить содержание лекций с опорой на учебно-методический комплекс по философии, выступающий в роли навигатора знаний.

Часовой фонд лекций соответствует учебной программе по философии студентов дневной формы обучения.

ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ В УЧЕБНУЮ ДИСЦИПЛИНУ «ФИЛОСОФИЯ». ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН. (2 часа)

Поиски определения философии.

Философия как форма духовной деятельности зародилась примерно в VI веке до н.э. Вся последующая история её развития есть непрекращающаяся попытка определить, что она есть такое. Вне истории философии в принципе нельзя понять, чем она является. В общей сложности доминирует три подхода к пониманию и определению сущности философии: софийный, эпистемный и технемный.

В рамках софийного (от греч. «sophia» - мудрость) подхода философия определяется как любовь к мудрости. Смысл философии усматривается в жажде поиска полноты истины. Для философа желание обладать полнотой мудрости, (хотя это обладание, как считал Пифагор, только удел богов) составляет весь смысл его жизни.

В рамках эпистемного (от греч. «episteme» - знание) подхода философия наделяется статусом науки. Аристотель первым называет философию наукой, тем самым, утверждая для нее в качестве необходимых такие признаки научного знания как системность, логическая последовательность, стремление к непротиворечивости и обоснованность. Однако следует иметь в виду, что философия и наука – это две различных формы познавательного отношения к миру, между которыми существует больше различий, чем сходства.

Технемный (от греч. «techne» - искусство, мастерство) подход трактует философию как некую самоценную игру, как искусство мысли. Здесь не истина, а сама умелость, сама техника ее достижения является главной целью. Начало этому подходу положили в Древней Греции софисты, считавшие мудростью не многознание, а умение доказывать и опровергать все что угодно, т.е. виртуозность мысли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: