Понятие метафизики и онтологии, бытия и субстанции

Метафизика – это философская наука о первых условиях бытия, началах всякого существования, постигаемых не чувствами, а разумом. На различных этапах существования метафизика по-разному решала свою главную задачу: поиск и объяснение причин единства мира. Античная натурфилософия имела целью поиск натуральных элементов, являющихся субстанциальными началами мира – земли, воды, воздуха, огня, атомов, из которых все возникает и в которые все превращается. Мир – это единый космос, имеющий общее основание. Средневековая философия основой мира, началом и условием его существования считает Бога – высшее, совершенное, истинное бытие, до и вне которого нет и не может быть чего-то иного. Это вечное и неизменное начало, все же изменяемое сотворено Богом и стремится к небытию.

Метафизика Нового времени переориентирует свое внимание с первооснов мира на исследование механизмов и принципов познания его и становится, таким образом, не столько формой философского постижения мира, сколько методом. Можно сказать, что философия как метафизика, как наука о первых основаниях мира, эволюционировала от натурфилософии к философии духа, что наиболее полно воплотилось в немецкой классической философии.

Ориентация метафизики на обнаружение первых условий существования мира и человека тесно связана с попыткой осмысления бытия. А бытие – это предмет онтологии как части метафизики. Онтология исследует не бытие отдельных предметов, а бытие само по себе, бытие как сущее. Онтология – это наука о происхождении мира, принципах и законах его строения и существования.

Мир образован бесконечным множеством разнообразных предметов, явлений и процессов, общей чертой которых является сам факт их существования. Эти предметы меняются, соединяются с другими предметами, движутся, разъединяются. Но это возможно только тогда, когда имеется определенная причина, которая порождает эти предметы, движет, соединяет и изменяет их. Это и есть бытие. Оно приписывается всему, что есть, и указывает на то, чем и каким оно есть. Понятие бытия, утверждая наличие чего-то (что-то есть), одновременно свидетельствует о том, что оно собою представляет (указывает на сущность предмета) и каким оно бывает (фиксирует его характеристики). Бытие – это философская категория, обозначающая существование разнообразия мира в его единстве и целостности.

Традиционно понятие бытия в философии имеет два значения: во-первых, оно обозначает все то, что когда-нибудь существовало, существует теперь и обладает внутренней потенцией к реализации в будущем.; во-вторых, под бытием понимают начало и основу мира, его сущность. Бытие в первом значении – это космос, Вселенная, Универсум, во втором же значении бытие – это основа Универсума, причина и условие его единства, целостности и вечности. Универсум существует как нерушимое единство вне сознания человека и независимо от него. Он включает в себя также и мир духовный, человеческий, идеальный. Они очень разные, но между ними то общее, что оба они существуют. Универсум не просто есть, он реален, действителен и в этом качестве пред-стоит человеку в виде вещей, процессов, созданных человеком предметов, других людей. Это действительность, реально пред-стоящая сознанию как объект познания и практической деятельности отдельных индивидов и поколений людей. Таким образом, понятие бытия означает:

1) реальность саму по себе;

2) существование сущего;

3) общую черту всего, придающую миру единство и целостность.

Бытие делится на объективное (материя, вещи, явления, люди) и субъективное (разнообразие чувств, мышление, сознание).

Первым и общим признаком бытия является существование. Но что выступает его первопричиной, единой первоосновой? Для обозначения такой первоосновы в истории философии пользовались категорией субстанции (от латинского substantia – сущность, то, что лежит в основании). Под субстанцией понимали то, что существует само по себе, зависит только от себя, а не от чего-то другого, и является условием возникновения, существования и изменения разнообразных элементов мира. Субстанция характеризуется самодетерминацией (несотворимостью, неуничтожимостью), универсальностью (обозначает устойчивую, постоянную, абсолютную, ни от чего не зависимую первооснову), каузальностью (является всеобщей причиной всех явлений).

Разные философские школы по-разному трактуют природу субстанции. Это зависит от того, как представители этих школ решают вопрос о единстве мира и его происхождении. Те учения, которые выводят мир из одной субстанции и, опираясь на ее, строят картину мира как единства разнообразных предметов и явлений, характеризуются философским монизмом. Если же в качестве первоосновы мира выступают две субстанции, то такая позиция называется дуализмом. Если же происхождение мира объясняется действием нескольких субстанций, то такая точка зрения называется плюрализмом. В истории философии существовали два основных подхода к пониманию субстанции: материалистический и идеалистический. Материалистический монизм основывается на убеждении в том, что мир един, неделим, изначально материален, и эта его материальность вытекает из материальности субстанции. Дух, сознание, идеальное в таких концепциях лишены субстанциального характера и выводятся из материальной субстанции как ее свойства и проявления (французские философы-материалисты XVIII века, Маркс). Идеалистический монизм признает материю производной от духа, который выступаеи основой всякого бытия, обладает вечным существованием и характеризуется неуничтожимостью. При этом различают объективно-идеалистический монизм (Бог в философии Фомы Аквинского, абсолютный дух Гегеля) и субъективно-идеалистический монизм (субъективное сознание Беркли, комплекс ощущений у Маха).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: