Структра познавательного процесса

Познавательная деятельность осуществляется на двух основных уровнях – чувственном и рациональном. Чувственное познание осуществляется в наглядно-образной форме, направлено на предметы, непосредственно данные в повседневном опыте, отражает признаки предметов в их случайном проявлении. Чувственное познание осуществляется в трех формах. Элементарной и исторически первой формой чувственного познания является ощущение. Ощущение – это способность психики фиксировать отдельные признаки предметов, или субъективный образ отдельных сторон и признаков предмета, возникающий в процессе непосредственного воздействия этого предмета на органы чувств. Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данного субъекту в процессе познания. Структурно восприятие – это синтез разнообразных ощущений. Представление – это чувственный образ ранее воспринятого предмета, который содержится в сознании благодаря памяти.

Результатом чувственного познания является идеальный образ, лишенный каких-либо физических параметров. Он формируется в процессе активной приспособительной деятельности организма к окружающей среде и указывает на то, что познание это не пассивное созерцание, а активная творческая деятельность. Идеальный образ является результатом взаимодействия объекта с разнообразными элементами психофизиологической структуры организма и представляет собой функционально выделенное содержание нейродинамического кода, соотнесенного с поведением и деятельностью.

Рациональное познание осуществляется в форме понятий, суждений и умозаключений. Понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки предмета, которые фиксируются языковыми средствами в дефинициях. Это исходная и основная форма рационального познания. Формирование понятий – процесс сложный. В нем участвуют разнообразные познавательные процедуры, связанные с анализом, критикой, оценкой познавательной деятельности и преобразованием ее результатов: группировка свойств предмета, сравнение и выделение доминирующего признака, определение границы того или иного свойства или идеализация и другие. Суждение представляет собой форму мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается относительно какого-либо предмета. Умозаключение – это форма мышления, в которой на основе нескольких суждений, называемых посылками, делается заключение, содержащее новое знание. Рациональное познание носит абстрактный характер, осуществляется в понятийной форме, направлено на выявление внутренней структуры объекта, его связей и механизмов изменения.

Выделение двух уровней познания не означает, что в реальном познавательном процессе они обособлены друг от друга. Чувственное и рациональное – это два элемента единого процесса познания, взаимодополняющие друг друга. Связь чувственного и рационального имеет характер взаимообуловленности. Рациональное формируется на основе чувственного, зависит от него, а чувственное предопределено рациональным, зависит от семиотических конструкций, структур социальной практики, норм и ценностей, принятых обществом на той или иной стадии его развития.

Именно попытки осмысления чувственного и рационального познания приводят к фозникновению в новоевропейской философии эмпиризма и рациональизма. Эмпиризм – это направление в философии, которое чувственный опыт считает единственныи или главным источником познания. Сторонники эмпиризма убеждены в том, что в разуме нет ничего такого, чего бы прежде не было в чувствах. Роль разума в эмпирической модели познания вторичная и служебная: он обобщает данные чувственного опыта и дает им наименования.

Рационализм – направление в гносеологии Нового времени, отстаивающее приоритет разума в познании и отдающее предпочтение дедуктивному методу и интуиции. Как целостная система рационализм начал формироваться в новоевропейской философии под влиянием математики и математизированного естествознания. Рационалисты были убеждены в том, что всеобщие и необходимые истины нельзя вывести непосредственно из чувственного опыта, для этого необходимы специальные усилия разума, который и является источником этих истин.

Сторонники этих течений в философии выявили и обосновали существенные характеристики познавательного процесса, высказали ряд идей,имевших огромное значение для дальнейшего развития теории познания. И все же они не смогли избежать ограниченности и односторонности. Эмпиризм абсолютизировал роль и значение чувств в познании, чувственное познание рассматривал не как этап или уровень общепознавательного процесса, а как самостоятельный вид познания. Этим самым принижалась, а то и вообще отрицалась роль мышления в познании. Рационализм же отрицал возможность опытного происхождения таких признаков знания, как всеобщность и необходимость, и ориентировался на выявление универсальных логических схем деятельности, которые чсаще всего рассматривал в качестве врожденных идей, данных субъекту до всякого опыта, априорно. Это значит, что как эмпиризм, так и рационализм в новоевропейской философии не выходили за пределы дихотомии чувственного и рационального, их изолированности и противопоставленности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: