Способы стимуляции учебного процесса

Выше мы обозначили, что одной из главных целей аппарата организации усвоения является стимулирование и организация различных видов деятельности студентов. Это возможно при условии программирования учебником продуктивной самостоятельной деятельности студентов. Также учебник должен рассказывать о приёмах и способах работы. У студентов вопросы-задания, упражнения должны быть построены таким образом, чтобы целенаправленно и эффективно формировались интерес и рациональные способы работы, необходимость повторного обращения к материалам текстов, тем самым способствуя творческому восприятию и пониманию прочитанного.
В организации учебником самостоятельной работы возможна и необходима большая изобретательность. Чем оригинальнее форма вопросов-заданий, упражнений, чем больше они ориентируют на творческую работу, на преодоление посильных трудностей, чем привлекательнее они для студентов, тем эффективнее плоды самостоятельной работы. Поэтому самостоятельные работы должны носить продуктивный характер (т.е. быть творческими, исследовательскими, поисково-познавательными, проблемными, поисковыми). Вопросы-задания должны систематически требовать от студентов применения знаний не только в знакомых, но и в новых, нестандартных ситуациях, т.е. включать более и менее сложные мыслительные задачи. Обычно такие вопросы-задания начинаются словами «Как?», «Почему?», «Как Вы думаете?», «Как Вы догадались?», «Подумайте...» и др. Для того чтобы сформировать умение осуществлять творческую деятельность, вопросы-задания должны быть направлены на обучение рефлексии, т.е. умениям обращаться к своему внутреннему миру, к своему опыту - мышления, деятельности, переживаний и т.д., потому что рефлексия есть основная, сущностная составляющая творческой деятельности.
Кроме этого, вопросы-задания, упражнения могут быть связаны с развитием следующих специфических личностных качеств: воображения, фантазии, образного мышления. Следует отметить, что необходимым условием влияния вопросов-заданий, упражнений на формирование ценностей личности является их эмоциональная насыщенность, т.е. способность вызывать у студентов переживание разнообразных чувств, связанных с ценностью. Они должны развивать способности понимать, сочувствовать, сопереживать, т.е. чувствовать настроение героев произведений, улавливать отношение автора к ним и к описываемым событиям; формировать умения различать эмоциональные состояния человека в различных ситуациях, в его поступках; определять отношение человека к окружающему миру и соотносить со своим; научить размышлять над причинами, вызвавшими подобные эмоциональные состояния и отношения, давать нравственно-эстетическую оценку ситуаций. В процессе исследования перед нами встал вопрос о значении, структуре и формах реализации в учебниках для начальных классов иллюстративного материала (ИМ), способствующего формированию опыта эмоционально-ценностного отношения человека к миру.

Приняв за основу исследования В.И. Рывчина, под ИМ мы понимаем комплекс изображений и элементов, непосредственно связанных с изображением, помещенных в учебнике для реализации содержания образования. Из этого следует, что способ создания изображения или форма репродуцирования изображения не может быть той принципиальной характеристикой, которая определяет сущность иллюстративного материала учебника. Иллюстративный материал включает: собственно изображение, словесное сопровождение, включенное непосредственно в изображение, и в этом смысле - подпись к иллюстрации. Кроме того, можно считать особо тесно связанной с иллюстративным материалом всю систему ссылок на иллюстрации в текстовом отделе учебника, а также в специальном указателе или списке иллюстраций. В рамках нашего исследования мы рассматриваем иллюстративный материал не просто как наглядное пособие, а одну из важных форм отражения ценностей и развития эмоциональной сферы личности молодого человека. В этом аспекте иллюстративный материал несет в себе содержательное начало, обусловленное принципами формирования личности и эстетическими особенностями. В иллюстрациях должно проявляться художественно концентрированное выражение реальной жизни или образов поэтической фантазии. В учебниках и учебных пособиях иллюстрации должны отличаться художественно-образными свойствами, влияя на формирование чувств и эстетических представлений студентов. Важно, учитывая возрастные особенности развития, акцентировать их внимание на эмоциональной выразительности общей колористической тональности иллюстрации, учить чувствовать и понимать особенности художественных средств ее выражения.

Итак, положительные чувства и эмоции, вызываемые материалом учебника, дополненные позитивным отношением к личности преподавателя, умеющего пробудить интерес к излагаемой дисциплине, являются хорошими мотиваторами [2] к овладению студентами новыми знаниями.

Литература:

Баранова Г.А. Способы фиксации эмоционально – ценностного компонента содержания образования в учебниках для начальных классов / Г.А. Баранова // Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-fiksatsii-emotsionalno-tsennostnogo-komponenta-soderzhaniya-obrazovaniya-v-uchebnikah-dlya-nachalnyh-klassov.

2. Дзюбко Л.В, Особливості діагностики мотиваційної сфери / Л. В. Дзюбко, Л. І. Гриценюк // Практична психолгія та соціальна робота. – 2014. – №2. – С. 38-48.

3. Заславская О.В. Воспитательные функции обучения // Современные проблемы образования / сост. И.К. Журавлев, С.И. Маслов. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 1997. С. 55-62.

4. Маслов С.И. Эмоционально-ценностное образование младших школьников / С.И. Маслов. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 1999. – 130с.

5. Сергеева О.А.Теоретико-методологические основы педагогического сопровождения развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников / О. А. Сергеева // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Сер. Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. – 2013. – Вып. № 2. – Т. 19. – С. 18–25.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: