Отдельная текстовая подсистема реализации эмоционального компонента

Следующая подсистема, включающая средства реализации эмоционально-ценностного компонента содержания образования в учебнике, - это «Внетекстовые компоненты». Данная подсистема еще более неоднородна, чем тексты учебника. Тщательный анализ различных типологических групп учебников, а также исследований О.А. Нильсона, Д.Д. Зуева, В.Г. Бейлинсона, Л.М. Фридмана, М.И. Ипполитова, А.И. Умана, В.С. Цетлин и др. позволили С.И. Маслову раскрыть содержание подсистемы «Внетекстовые компоненты». Подсистема включает следующие элементы: аппарат организации усвоения; иллюстративный материал; аппарат ориентировки [4].

Аппарата организации усвоения (АОУ) включает: вопросы-задания разного назначения и видов; упражнения для организации тренировочных и самостоятельных работ, необходимых для усвоения учебного материала и формирования умений, развивающих мышление; инструктивно-методические материалы, включающие инструктивно-методические предисловия к учебному изданию и его крупным частям (разделам и главам); инструктивно-методические заключения; подписи к иллюстрациям и др.

Реализация данных форм АОУ в современных учебниках предполагает что:
1) учебный материал должен содействовать стимулированию и организации различных видов деятельности студентов, необходимых им для усвоения содержания учебного предмета. В рамках нашего исследования - это должны быть следующие виды деятельности: ценностно-ориентационная, содержанием которой может быть определение нравственных, интеллектуальных, эстетических ценностей; эмоционально-волевая, включающая в себя восприятие чувств, сопереживание, выражение чувств; познавательная, расширяющая кругозор студента, развивающая любознательность, формирующая потребность в образовании, способствующая интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями; коммуникативная, осуществляемая как досуг студента, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком как ценностью; художественная, содержанием которой является процесс приобщения к эстетическим ценностям, формирование отношений к искусству и прекрасному в жизни, эстетических вкусов, потребностей, идеалов, опыта восприятия и оценки художественных произведений;

2) вопросы-задания, упражнения являются самым распространенным элементом АОУ. Он является тем механизмом, который заставляет непрерывно работать и целенаправленно взаимодействовать все другие структурные компоненты. Вопросы-задания, упражнения должны иметь определённую структуру, в которую входят импульс к деятельности (вопрос, требование, инструкция), деятельность, осуществляемая на том или ином содержании. Внешне эта структура не всегда выявлена. Может быть выражен только импульс-инструкция к заданию, упражнению, а содержание, на котором развёртывается деятельность, может быть дано ранее (например, в виде учебного текста), оно может предполагаться известным из опыта студентов. Во многих заданиях, упражнениях даётся и предписание, и материал (в виде отдельных предложений или текста, в виде изобразительного материала).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: