Механизмы эффективной эмоциональной работы

Міністерство освіти і науки України

Харківський національний університрет імені В.Н. Каразіна

Факультет іноземних мов

Кафедра романської філології

РЕФЕРАТ

на тему:

«Емоції і почуття студентів, що сприяють успішному засвоєнню навчального матеріалу»

Студента Ш курсу

Факультету іноземних мов

Групи ЯФ-31

Литвина Максима Ігоровича

Харків 2015

План:

1)Роль эмоций в современной системе образования

2)Механизмы эффективной эмоциональной работы

3)Классификация эмоциональных явлений

4)Способы фиксации учебного опыта

5)Отдельная текстовая подсистема реализации эмоционального компонента

6)Способы стимуляции учебного процесса

В своей работе мы сосредоточились преимущественно на развитии чувственно-эмоциональной сферы студентов при помощи учебников.

Роль эмоций в современной системе образования

Современное образование наряду с когнитивным развитием должно ориентироваться на приобщение студентов к общественно значимым ценностям, на развитие их эмоциональной сферы. Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру имеет особенную структуру и функции. Как компонент содержания образования он представляет собой систему мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений. Его специфичность состоит не в знаниях и не в умениях, хотя он и предполагает их, а в оценочном отношении к миру, к деятельности, к людям.

В структуру данного опыта включены следующие элементы: ценностные ориентации, эмоционально-чувственная сфера и волевые качества личности; все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом. Раскрывая содержание опыта эмоционально-ценностного отношения студентов к миру, следует подчеркнуть, что воспитание студента на реально функционирующих в обществе ценностях является основной целью образования. Важнейшим средством передачи студентам значимых ценностей является пробуждение в них адекватных эмоциональных переживаний. Ценности могут быть усвоены только в результате их эмоционального признания. Эмоции всегда связаны с ценностями. Это обусловлено тем, что эмоции чаще всего направлены на определенный объект и связаны с выражением отношения к нему.

Механизмы эффективной эмоциональной работы

Важную роль в реализации ценностей и в нормальном функционировании аффективной сферы личности играют механизмы волевого регулирования. Волевые качества личности принадлежат к ряду самых существенных, однако, сами по себе они могут иметь позитивное или негативное значение для общества. Это зависит от ценностных ориентаций личности, обладающей этими волевыми качествами. Без развития волевых качеств ценностные ориентации личности не проявляются в нужной степени. Чем выше уровень усвоения ценности, тем большие волевые усилия предпринимает человек для ее реализации. Существует тесная взаимосвязь между эмоциями и волей - волевая и эмоциональная сферы регулируют поведение человека.

Задача вуза заключается в формировании у студентов адекватной прогрессивным интересам нашего общества системы базисных ценностей. С одной стороны, она должна быть универсальной, с другой – необходимо учитывать, что каждая личность отличается своей системой ценностных ориентаций в зависимости от способностей, индивидуальных особенностей и т.д.
В процессе исследования были разработаны дидактические показатели по отбору базисных ценностей, включаемых в содержание образования: общечеловеческий характер отбираемых ценностей; их гуманистическая направленность, обеспечение самореализации личности; соответствие специфике предметного цикла и др. Анализ исследований в области аксиологии позволил нам выделить следующие группы базисных ценностей: нравственные; интеллектуальные; социальные; материальные; физиологические и др. Разумеется, этот перечень может быть продолжен.

В целом отметим, что при отборе содержания образования на уровне учебника должна учитываться необходимость формирования у личности общечеловеческих, вечных, непреходящих ценностей, которые войдут в центр её ценностной системы. Важно предусмотреть возможность ознакомления личности с многообразием существующих в мире ценностей.
Ценностные отношения людей несравненно более многообразны, чем в выше приведенной классификации. Всякая общая теория ценностей именно потому, что она общая, не может исчерпать все бесконечное многообразие ценностных отношений, возникающих в человеческой жизни. Но данная классификация важна для педагогической практики при моделировании содержания образования и процесса обучения. Эти группы ценностей мы называем базисными, они включают в себя множество конкретных реальных ценностей [1].
Однако содержание образования должно не только включать информацию о ценностях, но и создать условия для их оценки, переживания, а также давать студентам возможность руководствоваться ценностями в своих действиях. Эту функцию выполняют эмоции. Содержательной основой эмоций являются ценности. Это обусловлено тем, что эмоции чаще всего направлены на определенный объект и связаны с выражением отношения к нему.
Классификация эмоциональных явлений

Изучение различных форм проявления эмоций и их функций требует классификации эмоций. В настоящее время психология располагает целым рядом независимых или частично пересекающихся классификаций эмоциональных явлений. Учитывая анализ классификаций эмоциональных явлений и научные взгляды многих исследователей о том, что эмоции имеют направленность на ценностные объекты и связаны с их реализацией, мы предложили следующую классификацию эмоций, основанием которой является выражение ценностей. Это: моральные; социальные; религиозные; гностические; эстетические; практические; романтические; физиологические и др.

Важным элементом опыта эмоционально-ценностного отношения к миру является волевая сфера личности, включающая следующие волевые качества: инициативность, целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержку, самостоятельность, мужество и смелость и др. Система этих качеств и степень их развития определяют уровень волевого развития человека. В зависимости от вида деятельности эти качества могут конкретизироваться.
Способы фиксации учебного опыта

Рассмотрев опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру в рамках нашего исследования, были определены способы фиксации данного опыта в содержании учебников для начальных классов.
Следует отметить, что учебник – одно из главных средств обучения в вузе. Только воплотившись в конкретный учебник, педагогические идеи и содержание образования смогут найти осуществление в учебном процессе. Учебник представляет собой основную форму отражения, воплощения, фиксации содержания образования на уровне учебного материала. Под учебным материалом понимается дидактическая конструкция, включающая проект деятельности преподавания и деятельности учения в единстве их содержательных и процессуальных характеристик. В учебниках они находят отражение в различных его структурных элементах. Однако анализ учебников для начальной школы показал, что в их содержании недостаточно эмоционально-ценностно-ориентированного материала, он не систематизирован, однообразен и поэтому не в полной мере способствует реализации в учебном процессе воспитательно-развивающей дидактической функции.
В процессе исследования Г.А. Баранова попыталась выявить средства реализации эмоционально-ценностного компонента содержания образования и способы их фиксации в учебниках для начальных классов. Ее выводы в некоторой степени можно распространить и на учебник вузовский. По Г.А.Барановой, в качестве средств реализации выступают: различные виды текстов, аппарат организации усвоения, иллюстративный материал, аппарат ориентировки. Для определения способов фиксации данных средств были разработаны дидактические показатели представления эмоционально-ценностно-ориентированного материала в учебниках:

1. Тексты в учебниках должны иметь ценностно-ориентированную направленность, мотивирующий характер и содействовать реализации развивающе-воспитательной дидактической функции. Тексты должны содержать оценки, выражать определённые чувства. Для таких текстов характерен убеждающий или эмоционально-образный стиль.
В текстах ценностно-ориентированный материал фиксируется через определенные способы:

1.1. Условное отражение ценности. Ценности могут быть отражены при моделировании содержания, когда автор включает в учебники и учебные пособия ценностно-ориентированный материал, основываясь на его дидактической ценности.

1.2. Прямое отражение ценности, когда автор учебника или учебного пособия показывает свое отношение к изучаемому объекту оценочными суждениями.
1.3. Косвенное отражение ценности, когда автор формирует отношение к ценности через пробуждение адекватных эмоций.

1.4. Опосредованное отражение ценности, когда оценивается не отношение к реальным личностям, событиям, явлениям, а отношение к образам как к чему-то общему, типичному, существенному.

1.5. Деятельностное отражение ценности, когда пробуждается ценностное отношение к объекту через организуемую практическую и творческую деятельность.
По объему ценностно-ориентированные тексты могут быть представлены в виде макро- и микротекстов, имеющих свои характерные особенности. Главное, что все типы текстов должны быть направлены на выявление разнообразных ценностных аспектов (ценности могут быть показаны в них прямо или косвенно).

Отметим, что все рассмотренные выше типы текстов должны отвечать ещё одному важному условию – быть эмоционально насыщенными, потому что необходимым условием влияния текстов на формирование ценностей личности является их эмоциональная насыщенность, т.е. способность вызывать у студентов переживание разнообразных чувств, связанных с ценностью.

Содержание таких текстов может быть использовано для развития у студентов нравственных и эстетических чувств. Это, прежде всего, тексты, пробуждающие в молодых людях нравственные чувства: гуманность, патриотизм, чувство долга, совести, сострадания; негодование по поводу несправедливости, жестокости; чувство товарищества; чувство дружбы (привязанность к товарищу, потребность видеть его, общаться с ним, делиться с ним своими мыслями и чувствами); сочувствие (товарищу, больному, пострадавшему); эстетические, среди которых можно выделить чувство очарования, восхищения, любования; наслаждение красотой чего-либо или кого-либо; чувство изящного, грациозного; чувство возвышенного или величественного; чувство светлой грусти и задумчивости, душевной мягкости, растроганности; чувство волнующего драматизма и т.д.

Кроме того, Сергеевой О.А. был исследован текстовый материал учебников, который может служить основой для развития интеллектуальных чувств. По своему объёму он может быть незначителен, но тем не менее способен вызывать целую гамму эмоций: стремление понять нечто, проникнуть в сущность явления; интерес; любознательность; любопытство; чувство удивления или недоумения; сомнения; чувство ясности или смутности мысли; чувство догадки, близости решения; радость открытия истины и т.д.

С точки зрения анализа литературно-языковых средств ценностно-ориентированные и эмоциогенные тексты приобретают эмоциогенность за счёт образности, лаконизма изложения, динамичности повествования, сюжетной напряжённости, композиционной простоты. Эмоционально-ценностно-ориентированные тексты отличает обилие олицетворений, метафорических эпитетов, сравнений, эмоционально насыщенных метафорических глаголов.

Нужно отметить, что эмоционально-ценностно-ориентированные тексты могут иметь проблемный характер. Они призваны развивать творческое мышление. В таких текстах знания даны не в полной мере, а с некоторыми пробелами. Пробелы должны быть восполнены студентами, решающими при чтении текстов некие проблемные задачи.
Такие учебные тексты задаются проблемным или частично-поисковым методом, которому отвечает текст в виде системы вопросов и заданий, ведущих к поиску вывода. Наиболее адекватная частично-поисковому методу подачи текста в начальных классах является такая форма общения со студентами, которая близка к беседе, т.е. форма свободной беседы (может выступать как форма учебного текста).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: