Как же можно определить, относится ли данное предприятие к мировому уровню или нет? Для одних вполне убедительным был бы показатель доли рынка, контролируемого той или иной компанией. Для других достаточно наличности, поступающей фирме после выплат. Компании с производством мирового класса (т.е. имеющие четвертый уровень конкурентоспособности), как правило, являются быстрорастущими и более прибыльными, чем их основные соперники на рынке или в отрасли. Но существует и рад более точных показателей. Компании или предприятия с производством мирового класса:
1) Имеют рабочих и управляющих такой квалификации и уровня профессиональной подготовки, что их постоянно ищут и стремятся переманить к себе другие предприятия и фирмы данной отрасли;
2) настолько компетентны и так хорошо разбираются в разработке
и изготовлении производственного оборудования, что все другие поставщики (не только предприятия-производители, но и оптовые, посреднические фирмы) постоянно ищут случая получить у них совет или рекомендацию относительно возможных модификаций в поставляемом ими оборудовании, предложения относительно выпуска новой продукции, а также стремятся заключить соглашение об испытании на их предприятиях своих пробных моделей и прототипов новой техники;
|
|
3) более гибкие и проворные при любых изменениях в рыночной конъюнктуре, структуре спроса или в уровне цен, быстрее поставляют на рынок новые товары;
4) столь тесно переплетают процессы разработки новых изделий и
подготовки их производства, что инженеры и конструкторы конкурирующих фирм, пытающиеся скопировать или перенять что-либо, быстро обнаруживают, что не могут создать подобное ни на одном из своих
предприятий. Их производственные системы оказываются просто неприспособленными для этого. Требуется подчас коренная реконструкция, техническое перевооружение предприятий и прочие дополнительные расходы, чтобы изготовить аналогичную продукцию. На предприятиях с производством мирового класса никаких значительных расходов или замены оборудования для запуска в производство новых изделий вообще не
требуется. Производственные структуры с первого момента разработки новой продукции начинают настраиваться на ее выпуск;
5) постоянно улучшают свои производственные системы, станки и оборудование, совершенствуют технологию, обеспечивают постоянное повышение квалификации своих работников. Причем речь идет об улучшении и совершенствовании всего того (оборудования, технологии и качества рабочей силы), что с самого начала уже было оптимальным, лучшим в мире, самым передовым и прогрессивным. Предприятиям с производством мирового класса удается намного превзойти проектный, первоначально установленный уровень эффективности, пропускной способности, качества продукции и прочие показатели.
|
|
Образ мышления и система организации управления в компаниях с производством мирового класса качественно отличаются. Наиболее преуспевающие в конкурентной борьбе компании стремятся расти и развиваться на собственной основе, наращивая свой производственный потенциал, давая творческий простор и возможности делового и профессионального роста всем своим работникам. В то же время они уважают опыт и возможности конкурирующих фирм, стремятся быть как можно более осведомленными о них, но для того, чтобы точно знать, утрачивают ли они свои лидирующие позиции на рынке или нет. Вот почему компания с производством мирового класса стремится создать мощные связи и системы взаимоотношений работников по горизонтали в масштабах всей своей организации, чтобы решения о разработке продукта или о его сбыте были с самого начала как можно более тесно увязаны с решением всего комплекса производственных задач, чтобы все функции управления были как можно более тесно увязаны с конечным хозяйственным результатом.
Кроме того, такие фирмы полагаются в основном на собственные НИОКР, на неуемное экспериментирование, на постоянную подготовку и переподготовку рабочей силы, на обновление организации управления. Они постоянно стремятся на каждом участке производства или управления стать хоть чуточку лучше даже в том случае, когда это не продиктовано непосредственно обстановкой на рынке или ходом конкурентной борьбы. Улучшения производятся во всем и постоянно, вне зависимости от внешних факторов и не как очередная "кампания месяца", рассчитанная только на показуху. Любые стандарты существуют и принимаются в расчет лишь для того, чтобы их превзойти, выйти на более высокий уровень. Компании и предприятия с производством мирового класса стремятся быть динамичными, в высшей степени подвижными, постоянно находящимися в процессе поиска и учебы. И этот акцент на постоянные улучшения — сам по себе тоже показатель наличия в компании не только производства, но и уровня организации и управления мирового класса.
Любая фирма при хорошем управлении и благоприятном стечении обстоятельств может достичь временного превосходства над своими конкурентами за счет внедрения в производство нового продукта или технологии, за счет строительства (часто за огромные деньги, которые в принципе немыслимо когда-либо окупить) первоклассных предприятий, оснащенных по последнему слову техники. Любая компания может получить временные преимущества, просто перенеся свои производственные мощности, например, в страны с более дешевой рабочей силой или с более низкими стандартами по охране окружающей среды или изыскав какие-либо другие пути. Но если при этом разработка и запуск в производство нового изделия или создание предприятия, способного выпускать ту же самую продукцию, только гораздо дешевле, превращается для компании в самоцель, если при этом одновременно не начинается перестройка управления, поиск более эффективных путей решения ставших уже привычными задач, то такая компания обречена на падение своей конкурентоспособности.