Факторы создания производства мирового класса

Как же можно определить, относится ли данное предприятие к мировому уровню или нет? Для одних вполне убедительным был бы показатель доли рынка, контролируемого той или иной компанией. Для других достаточно наличности, поступающей фирме после выплат. Ком­пании с производством мирового класса (т.е. имеющие четвертый уро­вень конкурентоспособности), как правило, являются быстрорастущими и более прибыльными, чем их основные соперники на рынке или в отрасли. Но существует и рад более точных показателей. Компании или предприятия с производством мирового класса:

1) Имеют рабочих и управляющих такой квалификации и уровня профессиональной подготовки, что их постоянно ищут и стремятся переманить к себе другие предприятия и фирмы данной отрасли;

2) настолько компетентны и так хорошо разбираются в разработке
и изготовлении производственного оборудования, что все другие поставщики (не только предприятия-производители, но и оптовые, посреднические фирмы) постоянно ищут случая получить у них совет или рекомендацию относительно возможных модификаций в поставляемом ими оборудовании, предложения относительно выпуска новой продук­ции, а также стремятся заключить соглашение об испытании на их предприятиях своих пробных моделей и прототипов новой техники;

3) более гибкие и проворные при любых изменениях в рыночной конъюнктуре, структуре спроса или в уровне цен, быстрее поставляют на рынок новые товары;

4) столь тесно переплетают процессы разработки новых изделий и
подготовки их производства, что инженеры и конструкторы конкурирующих фирм, пытающиеся скопировать или перенять что-либо, быстро обнаруживают, что не могут создать подобное ни на одном из своих
предприятий. Их производственные системы оказываются просто неприспособленными для этого. Требуется подчас коренная реконструкция, техническое перевооружение предприятий и прочие дополнительные расходы, чтобы изготовить аналогичную продукцию. На предприятиях с производством мирового класса никаких значительных расходов или замены оборудования для запуска в производство новых изделий вообще не
требуется. Производственные структуры с первого момента разработки новой продукции начинают настраиваться на ее выпуск;

5) постоянно улучшают свои производственные системы, станки и оборудование, совершенствуют технологию, обеспечивают постоянное повышение квалификации своих работников. Причем речь идет об улучшении и совершенствовании всего того (оборудования, технологии и качества рабочей силы), что с самого начала уже было оптимальным, лучшим в мире, самым передовым и прогрессивным. Предприятиям с производством мирового класса удается намного превзойти проектный, первоначально установленный уровень эффективности, пропускной способности, качества продукции и прочие показатели.

Образ мышления и система организации управления в компаниях с производством мирового класса качественно отличаются. Наиболее пре­успевающие в конкурентной борьбе компании стремятся расти и разви­ваться на собственной основе, наращивая свой производственный по­тенциал, давая творческий простор и возможности делового и профессионального роста всем своим работникам. В то же время они уважают опыт и возможности конкурирующих фирм, стремятся быть как можно более осведомленными о них, но для того, чтобы точно знать, утрачива­ют ли они свои лидирующие позиции на рынке или нет. Вот почему компания с производством мирового класса стремится создать мощные связи и системы взаимоотношений работников по горизонтали в масш­табах всей своей организации, чтобы решения о разработке продукта или о его сбыте были с самого начала как можно более тесно увязаны с решением всего комплекса производственных задач, чтобы все функции управления были как можно более тесно увязаны с конечным хозяй­ственным результатом.

Кроме того, такие фирмы полагаются в основном на собственные НИОКР, на неуемное экспериментирование, на постоянную подготов­ку и переподготовку рабочей силы, на обновление организации управ­ления. Они постоянно стремятся на каждом участке производства или управления стать хоть чуточку лучше даже в том случае, когда это не продиктовано непосредственно обстановкой на рынке или ходом конку­рентной борьбы. Улучшения производятся во всем и постоянно, вне за­висимости от внешних факторов и не как очередная "кампания месяца", рассчитанная только на показуху. Любые стандарты существуют и при­нимаются в расчет лишь для того, чтобы их превзойти, выйти на более высокий уровень. Компании и предприятия с производством мирового класса стремятся быть динамичными, в высшей степени подвижными, постоянно находящимися в процессе поиска и учебы. И этот акцент на постоянные улучшения — сам по себе тоже показатель наличия в компа­нии не только производства, но и уровня организации и управления мирового класса.

Любая фирма при хорошем управлении и благоприятном стечении обстоятельств может достичь временного превосходства над своими кон­курентами за счет внедрения в производство нового продукта или техно­логии, за счет строительства (часто за огромные деньги, которые в прин­ципе немыслимо когда-либо окупить) первоклассных предприятий, ос­нащенных по последнему слову техники. Любая компания может полу­чить временные преимущества, просто перенеся свои производственные мощности, например, в страны с более дешевой рабочей силой или с более низкими стандартами по охране окружающей среды или изыскав какие-либо другие пути. Но если при этом разработка и запуск в произ­водство нового изделия или создание предприятия, способного выпус­кать ту же самую продукцию, только гораздо дешевле, превращается для компании в самоцель, если при этом одновременно не начинается перестройка управления, поиск более эффективных путей решения став­ших уже привычными задач, то такая компания обречена на падение своей конкурентоспособности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: