Русское общество в XIV-XVI веках

Верхний уровень социальной структуры русского общества был представлен великими и удельными князьями, отношения между которыми строились на основе особых договоров. Им служили бояре и слуги вольные, которые несли княжеские службы по договору и, как правило, являлись земельными собственниками (вотчинниками). Вместе со слугами подворскими (или дворяне) и холопами, находившимися от князей в кабальной или полной зависимости, они составляли княжеский двор. Экономическую основу могущества князей составляла дворцовая собственность (дворцовое хозяйство). Доходы от пахотных угодий, от ремесел и промыслов; управляли здесь дворецкий, казначей, конюший, оружейный. Слуги подворские, или дворяне, выполняли различные административные обязанности, а также были вооруженными слугами (дружинниками) князей. Начиная с XIV в. они получали от князей землю под условием обязательной службы, преимущественно военной (такие земельные участки в конце XV в. назывались поместьями). Основную массу населения в это время составляли лично свободные крестьяне и посадские люди (торговцы и ремесленники) - их называли «черными», «земскими» или «тягловыми» людьми, они были объединены в сельские и городские общины. Они арендовали у князя промысловую и пашенную землю и за это платили тяглом, податью. Эти общины связаны круговой порукой в уплате этого налога. Внутри общины налог раскладывался сообразно имущественной состоятельности. Уплатив налоги, тяглые люди могли переселяться в другие княжества.

Помимо князей, земельной собственностью владели бояре, вольные слуги и духовенство. За свою службу бояре получали от князей новые вотчины или в кормление города и волости, которыми управляли в качестве наместников. Начиная со второй половины XV в. знатное московское боярство наполнялось потомками великих и удельных князей - постепенно в Москве сложилось новое боярство. Оно стремилось к достижению новых прав по сравнению со старым боярством. Началось ускоренное развитие поместной системы, т. к. московские князья, вербуя к себе на службу все новых людей, стали раздавать им государственные земли. Их стали называть поместьями, а их владельцев - помещиками. Помещик владел землей, пока мог служить, а затем оно возвращалось в казну.

В сильной зависимости от великокняжеской московской власти оказались не только различные чины служебной иерархии, но и население целых городов.

Русский город проделал эволюцию, обратную пути развития западноевропейского города. Из свободного племенного поселения IX-XI вв., он превратился в XIV-XV вв. в придаток феодальной системы.

Рост дворянского землевладения, раздача поместий в отдаленных и малообжитых местах порождали в среде помещиков конкуренцию за рабочие руки и закрепостительные настроения. Крестьян стали удерживать на местах. (Так, взяв денежный займ под высокий процент, крестьяне не могли его выплатить и оставались на одном месте, утрачивая возможность ухода. Право ухода по юрьеву дню стало отмирать само - в XVI в. Еще один источник крепостничества установлен Судебником 1550 г. - неуплата задолженности крестьянином в срок и он становился холопом).

В России большинство сельского населения превратилось из арендаторов в крепостных где-то между 1550 и 1650 гг. В России в XV-XVI вв. складывалась особая разновидность государственности - военно-служилое государство, где сословная принадлежность определялась не столько правами, сколько обязанностями подданных московского государя.

Русская церковь

В рассматриваемый период русская православная церковь выступила не только как господствующая идеологическая сила. Она также активно участвовала в экономической и общественно-политической жизни страны. Под управлением митрополита «всея Руси» находилось обширное общество церковных людей. Монастыри были не только местом для духовных подвигов, но и школой подготовки церковных иерархов (в монастырях развивалось иконописание, здесь был центр исторических записей). В XIV в. монастыри приобрели также важное народнохозяйственное значение. «Люди, проникнутые сильным религиозным чувством и стремящиеся уйти из мира, который «во зле лежит», уходили далеко в лесные дебри русского Севера и там основывали новые обители. Первоначально монахи составляли своего рода хозяйственные артели, своими руками строили обитель, расчищали лес под огород и пашню, заводили рыболовное и пчеловодное хозяйство. Впоследствии вокруг общины селились крестьяне - новоприходцы» (С. Пушкарев). Зачинщиком «монастырской колонизации» стал выходец из боярского ростовского рода (Варфоломей Кириллович до принятия монашества) Сергий Радонежский (XIV в.). Он в 1337 г. основал пустынь около г. Радонеж, превратившуюся вскоре в Троице-Сергиев монастырь.

Всего за 1340-1440 гг. в стране было основано до 150 новых монастырей (большинство вдали от городов). К XVI в. многие монастыри из трудовых общин превратились в крупных землевладельцев (этому способствовали земельные вклады «по душе»). Излишества церкви и порочная жизнь немалого числа ее служителей давали обильный материал для сектантской агитации. Возникали различные секты («стригольники», «жидовствующие»).

Церковные деятели XV-XVI вв. Иосиф Волоцкий, Нил Сорский. Признавая верховенство светской власти, церковь под влиянием иосифлян все сильнее входила в рамки правительственных учреждений. Постепенно она становилась государственной


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: