Введение
Целью дисциплины является ознакомить слушателей с концепцией риск-менеджмента, путями и возможностями обеспечения устойчивости работы предприятия, его способностью противостоять рисковым ситуациям.
Проблема рисков составляет объективно неизбежный элемент принятия и исполнения практически любого решения в организации работы логистической системы. Риск – это неопределенность хода, исхода и последствий отдельных операций (сделок), направлений и сегментов работы, деятельности предприятий в целом.
Основными причинами возникновения рисков и, как следствие, неопределенность менеджмента являются:
- трудно поддающиеся реальному прогнозированию экономические процессы, подверженные воздействию природных явлений, изменения климата, социальных потребностей и потребительского спроса;
- ограниченность ресурсов субъекта предпринимательской деятельности (финансовых, технических, временных) при принятии конкретных решений и, как следствие, неточность наблюдений и экспертных оценок;
- сокрытие объективной информации по экономическим, политическим и другим причинам (невозможность спрогнозировать действия контрагентов с приемлемой точностью);
- отсутствие четко определенных целей и критериев оценки деятельности предприятия.
В связи с этим были сформулированы следующие основные задачи дисциплины:
1. Подготовка специалистов, непосредственно занимающихся исследованием риска, которые должны уметь выявить источники опасности и анализировать результаты.
2. Обучение специалистов, умеющих понимать результаты анализа риска, оценивать конкретные риски, моделировать и прогнозировать развитие опасных ситуаций и использовать их в своей работе.
3. Подготовка руководящих кадров, способных использовать результаты моделирования и прогнозирования в процессе принятия решений.
Дисциплина «Риск-менеджмент и страхование логистических рисков» включает в себя следующие основные темы:
· Концепция, основные причины и источники возникновения рисков.
· Общая классификация рисков в логистике.
· Методы выявления и оценки риска в логистических системах.
· Пути снижения риска.
· Выбор и принятие оптимальных решений в условиях риска.
Анализ риска – первый этап риск-менеджмента, имеющий своей целью получение необходимой информации о структуре, свойствах логистической системы и факторах, оказывающих влияние на ее функционирование. Собранной информации должно быть достаточно для того, чтобы принимать адекватные решения на последующих стадиях.
Достоверный анализ и высокая степень точности в оценке рисков позволяет обеспечить четкую, ритмичную работу логистических систем – своевременную, надежную и с минимальными затратами. Анализ и оценка рисков, возникающих в логистической системе, проводится в следующей последовательности:
1. Статистический анализ факторов.
2. Оценка вероятности отсутствия каждого риска в работе интегрированной логистической системы – количественное описание выявленных рисков, в ходе которого определяются такие характеристики, как вероятность и размер возможного ущерба. В это время формируется набор сценариев развития неблагоприятных ситуации, и для различных рисков могут быть построены функции распределения вероятности наступления ущерба в зависимости от его размера.
3. Оценка вероятности появления группы риск-факторов.
Расчет и анализ рисков включает в себя моделирование последствий каждого фактора риска и выбор приоритетных рисков для изучаемой системы с использованием теории вероятности и математической статистики.
Все показатели, влияющие на степень риска, условно подразделяются на две группы: объективные и субъективные.
К объективным показателям относят такие, которые не зависят непосредственно от предприятия и управленческого персонала (субъектов принятия решения): инфляция, конкуренция, политические и экономические кризисы, экология, работа в СЭЗ и др.
Субъективные показатели характеризуют субъект принятия соответствующих решений: производственный потенциал, технологическое обеспечение, уровень предметной и технологической специализации, организация труда, уровень техники безопасности, уровень компетентности и интеллектуальный потенциал субъекта принятия решения, выбор типа контракта с инвестором или заказчиком.
Процедура выбора метода принятия решения по управлению рисковыми ситуациями в логистических системах включает в себя четыре основных этапа.
Выбор метода воздействия на риски. Как правило, каждый вид риска допускает два-три традиционных способа его уменьшения.
Оценка сравнительной эффективности методов воздействия на риск для выбора наилучшего из них. Сравнение может происходить на основе различных критериев, в том числе экономических.
Принятие решений, когда определяются требуемые финансовые и трудовые ресурсы, происходит постановка и распределение задач среди менеджеров, осуществляется анализ рынка соответствующих услуг, проводятся консультации со специалистами.
Контроль и корректировка результатов реализации выбранной стратегии с учетом новой информации. Контроль состоит в получении информации от менеджеров о произошедших убытках и принятых мерах по их минимизации.
Риски в логистической системе: понятие и экономическая сущность