Причины и факторы возникновения риска в логистической системе

В риске как таковом, который является неотъемлемой частью бизнеса, нет ничего плохого. Обычно тот, кто отвечает за системы управления, стремится освоить каждую новую технологию уменьшения риска. Но как бы ни были совершенны принимаемые меры, нельзя учесть всего. Однако возможность неприятных сюрпризов можно свести к минимуму, если, в частности, учесть следующие вопросы:

1. Можно ли идентифицировать риски в вашем бизнесе? В какой форме они могут проявиться и отчетливо ли вы их понимаете (особенно если ваша деятельность достаточно разнообразна)?

2. Способны ли вы разумно проранжировать свои риски?

3. Знаете ли вы, каков максимальный ущерб от каждого риска?

4. Принимаются ли решения на основе надежной и своевременной информации?

5. Насколько велики риски относительно вашего оборота и как они могут повлиять на прибыль и отчетные показатели?

6. Диверсифицированы ли ваши риски?

7. В какой период времени возможны те или иные риски?

8. Какой характер имеет риск – одноразовый или возвратный?

9. Точно ли вы знаете, во что обойдется снижение или хеджирование риска, в том числе в части потери прибыли?

10. Адекватно ли разделены функции управления риском и управления бизнесом?

11. Способны ли вы четко разграничить действия, предпринимаемые для сокращения потенциальных потерь путем хеджирования риска, и рискованные (спекулятивные) операции, нацеленные на прибыль?

12. Есть ли у вас эффективная политика управления риском, ответственность за которую возложена на одного из старших менеджеров?

13. Осуществляется ли регулярный пересмотр этой политики для выявления новых и изменяющихся рисков (даже по однотипным сделкам риски могут со временем меняться)?

14. Кто принимает решения о хеджировании рисков?

15. Действуют ли адекватные процедуры отслеживания рисков, в том числе случайных? Осознают ли опасности ваши коллеги и служащие?

16. Есть ли связь между риском и вознаграждением персонала?

17. Согласны ли владельцы компании с существующим уровнем риска или они предпочли бы меньший риск и возможное снижение доходов? Каков их «вкус к риску»?

18. Что побуждает к действию ваших людей – давление менеджеров и управленческого аппарата или способ вознаграждения?

19. Поощряете ли вы самостоятельное принятие риска или покрытие собственных и чужих ошибок?

20. Сложилась ли у вас атмосфера, в которой менеджеры и управленческий персонал свободно задают вопросы и признаются в недостаточном понимании?

21. Происходит ли регулярное обновление планов действия в экстренных ситуациях?

22. Гордитесь ли вы этикой и культурой вашего бизнеса?

23. Учат ли вас чему-нибудь сделанные ошибки?

Много рисков ожидает неосторожные логистические компании в области дебиторских задолженностей (непогашенных счетов). Дело в том, что характерной чертой отрасли является большое количество счетов, каждый из которых выписан на небольшую сумму, но в целом они представляют собой значительный капитал. Другими словами, этот замороженный капитал показывает, как много времени и денег было инвестировано в обеспечение кредитоспособности клиентов. Данный риск возрастает вследствие того, что кредитоспособность дебиторов часто совсем не проверяется, или такая проверка носит поверхностный характер. Поэтому возникает вопрос о том, когда и как ее проводить.

Еще один источник риска – несовершенство систем возврата долгов и контроля кредитов. Когда происходит проверка платежей клиентов, то вновь и вновь выясняется, что суммы замороженных средств исчисляются миллионами, а они могли бы стать значительным вкладом в улучшение ликвидности и, таким образом, кредитоспособности многих предприятий.

Остановимся на транспорте, которому, как и другим видам бизнеса, присущи риски, поскольку перевозимые грузы подвержены повреждению, хищению или полной утрате. Эго может привести к финансовому убытку и неожиданному снижению или потере стоимости. Именно возможность финансового убытка создает необходимость защиты груза.

Каждая утрата состоит из трех элементов: объект, который может быть утрачен; опасности, случайности (причины утраты) или силы, которые могут вызвать утрату; потенциальные финансовые последствия утраты.

Для торговли и транспорта особенно характерны утрата собственности (зданий, оборудования, транспортных средств, товаров, денег, ценных бумаг) и ответственности. Собственность может быть разрушена, повреждена, потеряна или украдена. Утрата ответственности происходит, когда отдельное лицо или компания может возбудить дело против другого лица или компании, ссылаясь на правонарушение.

К рискам, связанным с рынками сырья, обычно относят возможность резкого изменения цен на сырье, изменение цен на комплектующие детали и материалы, изменение цен на продукцию естественных монополий (электроэнергия, тепло, водоснабжение, нефтепродукты).

В последние годы в торговле многими сырьевыми товарами возросло число контрактов непосредственно между производителями и потребителями сырья, а объем торговли сырьем через посредников соответственно снизился, так же, как и количество самих посреднических фирм в этой сфере. Уменьшение роли посредников означало, что производители и потребители сырья стали сами подвергаться финансовому риску, и им пришлось искать способы защиты от него.

Когда мировые цены на данное сырье падают, производитель сырья рискует оказаться не в состоянии покрыть свои издержки производства; также рискует и посредник, который занимается закупкой сырья с целью дальнейшей продажи: цена его продажи может оказаться ниже цены, по которой он купил сырье. С другой стороны, переработчик сырья подвергается ценовым рискам в отношении как закупаемого, так и продаваемого товара, потому что величина прибыли от переработки зависит от колебаний цен покупки и продажи. Риск, которому подвергается конечный потребитель, состоит, в общем-то, в том, что он заплатит за покупаемое сырье больше, чем предполагал. Существует также риск, связанный с хранением запасов сырья экспортерами, посредниками и импортерами.

Что касается цен на продукцию естественных монополий, то их изменение затронет всех участников рынка и приведет к общей корректировке цен. Таким образом, потенциальные убытки могут быть компенсированы адекватным увеличением цены без дополнительного ощутимого падения спроса вследствие этого обстоятельства. При этом возможный рост цен на топливо затронет всех участников рынка, поэтому будет в значительной степени компенсирован общим инфляционным уровнем, который приведет к увеличению доходной части проекта. Однако в настоящее время в условиях кризисной ситуации отмечается обратная тенденция – снижение цен на энергоносители, которая, вероятнее всего, сменится ростом только после выхода экономики из состояния рецессии.

Учитывая нестабильность сегодняшней ситуации и возможное банкротство части производителей в целом возрастают риски перерабатывающих бизнесов, связанных с изменением цен на сырье. Как отмечают аналитики, цены на сырье сначала будут падать, а затем начнут расти, но, вероятнее всего в ближайшие несколько лет так и не достигнут докризисного уровня.

Что касается цен на комплектующие и материалы, то, по-видимому, ситуация будет складываться аналогичным образом. С одной стороны, снижение «конкуренции потребителей» будет вызывать снижение цен, а, с другой стороны, сокращение производства будет способствовать их росту. Таким образом, риски производственных бизнесов, связанных с изменением цен на материалы и комплектующие, в целом также возрастут.

При оценке производителем зависимости поставки сырья от третьих факторов, на наш взгляд, необходимо принять во внимание возможное влияние следующих обстоятельств:

– При использовании импортных материалов и комплектующих следует учитывать возможные колебания валютных курсов. Эксперты в разных странах отмечают, что мировой экономический кризис носит глобальный характер и является нетипичным, поэтому предсказать его глубину и дальнейшее развитие в настоящее время не представляется возможным. Однако в связи с тем, что российская экономика продолжает сохранять сырьевой характер, в условиях снижения спроса и падения цен на энергоносители следует ожидать дальнейшего ослабления рубля по отношения к ведущим мировым валютам. Таким образом, использование импортных материалов и комплектующих неизбежно будет приводить к повышению рублевой цены готовой продукции и, следовательно, к снижению конкурентоспособности компании. Кроме того, непредсказуемость колебаний валютных курсов может приводить к прямым потерям вследствие определенной «растянутости» во времени производственного цикла. Таким образом, риски, связанные с влиянием на проект колебаний валютных курсов при использовании импортных материалов и комплектующих, следует оценить как высокие.

– Еще одним фактором, который следует учесть при использовании импортных материалов и комплектующих, является возможное повышение отпускных цен иностранными производителями. Механизм этого процесса аналогичен ранее описанному для российских поставщиков. В условиях глобального кризиса нельзя исключить возможность сокращения предложения из-за банкротства части производителей и стремления оставшихся компенсировать все свои издержки за счет цены в условиях сократившего спроса и связанного с ним уменьшения объемов производства.

– Важным фактором, способным оказать существенное влияние на отечественных производителей в случае использования импортных материалов и комплектующих, является возможное введение протекционистских мер для защиты отечественных производителей (как, например, это уже произошло на автомобильном рынке).

– На поставки сырья может оказать влияние целый комплекс макро- и микроэкономических факторов. Общее ухудшение экономической ситуации способно привести к неисполнению договорных обязательств контрагентами в силу экономических, социальных, криминальных и прочих причин. В числе подобных причин можно выделить: отсутствие у предприятия-контрагента финансовых средств для исполнения принятых обязательств; забастовка персонала, криминальное завладение товаром в процессе транспортировки, несвоевременная поставка исходного сырья для исполнения принятых на себя обязательств по контракту и пр.

– Еще одна проблема, которая может быть связана влиянием третьих факторов на поставку сырья, может оказывать влияние на качество сырья. В условиях экономического кризиса у поставщика возможны технологические сбои, связанные, например, с перебоями в подаче электричества или какими-либо другими причинами. На наш взгляд, в условиях установления долгосрочных партнерских отношений и наличия альтернативных поставщиков этот риск можно оценить как средний.

– Воздействие на поставку сырья рисков, связанных со стихийными бедствиями и другими форс-мажорными обстоятельствами, можно оценить как низкое ввиду низкой вероятности их возникновения.

Таким образом, риски зависимости поставки сырья от третьих факторов можно оценить как высокие в случае использования российскими производителями импортных материалов и комплектующих и как средние при ориентации на отечественных поставщиков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: