Процесс изучения дисциплины «Физическая и коллоидная химия» направлен на формирование компетенции, предусмотренной ФГОС по направлению подготовки ВПО 050100 (профиль «Биология и химия»):
- способен понимать особенности химической формы организации материи, сущность химических процессов, явлений, происходящих в природной среде и техногенных системах, роль химического многообразия веществ на Земле (СК-9);
- способность объяснять взаимосвязь между физическими, химическими и биологическими процессам (СК-11);
- владеет постановкой эксперимента, способен к анализу и оценке лабораторных исследований (СК-13);
В результате освоения дисциплины «Физическая и коллоидная химия» студент должен
знать:
§ законы термодинамики;
§ признаки химического и фазового равновесий;
§ уравнения для расчета констант равновесия;
§ коллигативные свойства растворов электролитов и неэлектролитов;
§ теории Аррениуса и Дебая-Хюккеля;
§ теории активированного комплекса и активных столкновений, уравнение Аррениуса;
|
|
§ теории гомогенного и гетерогенного катализа;
§ кинетические закономерности цепных, фотохимических реакций;
§ характеристики электродов I и II рода и редокс-электродов, уравнения для определения их потенциалов;
§ процессы, протекающие при коррозии, методы пассивации и защиты о коррозии;
§ характеристики и принцип действия топливных элементов.
§ Классификацию поверхностно-активных веществ (ПАВ).
§ Классификацию дисперсных систем.
уметь:
§ использовать законы термодинамики для расчетов тепловых эффектов, направления и глубины химических и физико-химических процессов;
§ представить состояние системы с помощью фазовой диаграммы и интерпретировать диаграмму температура – состав;
§ использовать правило рычага для определения относительных количеств имеющихся фаз;
§ определять активность и коэффициент активности компонента в реальной смеси;
§ вывести и применять уравнение Клаузиуса-Клапейрона, связывающее давление пара с температурой;
§ сформулировать правило фаз;
§ определять коллигативные свойства растворов с использованием законов Рауля и Вант-Гоффа;
§ вывести и определить закон независимости миграции ионов Кольрауша, закон разведения Оствальда для мольной электропроводности слабых электролитов;
§ определять числа переноса и описать его измерения;
§ определять активность, коэффициент активности и средний коэффициент активности ионов в растворе;
§ определять ионную силу, электрохимический потенциал иона;
§ вывести выражение для разности потенциалов на электродах I и II рода и редокс-электродах, описать методы их измерения;
|
|
§ применить уравнение Нернста для определения зависимости ЭДС элемента от концентрации и определять стандартную ЭДС;
§ описать структуру двойного электрического слоя;
§ определить перенапряжение электрода и плотность тока обмена;
§ выразить скорость реакции через концентрации и истинную скорость через степень превращения;
§ определять константу скорости реакции, порядок реакции, период полупревращения.
иметь навыки:
§ работы с электрическим током, измерительными приборами: КФК-2, иономером универсальным ЭВ-74, криоскопом, термометром Бекмана;
§ постановки и проведения количественного химического эксперимента.
владеть:
§ теоретическими знаниями для осуществления педагогической и научной деятельности в области химии;
§ системными представлениями о химической организации живой природы;
§ способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы);
§ основными приемами выполнения химического эксперимента и обработки результатов опытов.