ТЕМА: Гетерофункциональные соединения (аминоспирты, гидрокси- и аминокислоты, оксокислоты

ЦЕЛЬ: Изучить строение, химические свойства гетерофункциональных соединений: аминоспиртов, гидроксикислот, аминокислот, оксокислот, которые проявляют выраженное биологическое действие и являются предшественниками биосинтеза ряда физиологически значимых соединений.

ЗНАТЬ:

1. Классификация и важнейшие представители природных соединений, включающих две и более характеристических групп (аминоспирты, катехоламины, гидрокси-, оксо- и аминокислоты).

2. Классифиция амино- оксо- и гидроксикислот в зависимости от взаимного расположения характеристических групп (a-, b-, g-, d- производные). Биологическое значение амино- оксо- и гидроксикислот.

3. Пути биосинтеза некоторых биоорганических соединений: этаноламина (коламина), холина, ацетилхолина, катехоламинов (дофамина, адреналина, норадреналина).

4. Описание центров основности, кислотности у амино- гидрокси-, и оксокислот.

5. Кето-енольная таутомерия (обратимая миграция атома водорода) у пировиноградной, ацетоуксусной кислоты, ацетилКоА.

6. Образование внутренней соли (бетаиновой структуры) у аминокислот.

7. Пространственное строение биоорганических соединений. Основы стереоизомерии амино- и гидроксикислот..

8. Общие и специфические свойства гетерофункциональных соединений.

9. Структура и применение в медицине функциональных производных п-аминофенола, п-аминобензойной кислоты, салициловой и п-аминосалициловой кислот, сульфаниловой кислоты.

УМЕТЬ:

1. Приводить схемы специфических реакций:

- образования лактидов и дикетопиперазинов для a-гидрокси- и a-аминокислот соответственно;

- элиминирования для b-гидрокси- и b-аминокислот;

- образования лактонов и лактамов для g-гидрокси- и g-аминокислот соответственно.

2. Представлять схему синтеза ацетилхолина, адреналина на основе коламина и фенилаланина соответственно.

3. Определять кислотно-основные центры в гетерофункциональных соединениях.

4. Приводить реакции алкилирования, ацилирования, окислительного гидроксилирования, декарбоксилирования с участием гетерофункциональных соединений.

5. Показывать кето-енольную таутомерию на примере пировиноградной, ацетоуксусной кислоты, ацетилКоА.

6. Осуществлять схемы синтеза синтетических лекарственных препаратов на основе производных бензола.

ВЛАДЕТЬ: навыкамипроведения специфических реакций с участиемгетерофункциональных соединений.

Обучающие упражнения

Задание 1 Приведите формулы и систематические названия простейших гидрокси- и аминокислот.

Ответ: Старшей является карбокси-группа, которая определяет нумерацию углеводородной цепи. Младшие группы (гидрокси- и амино-) обозначаются префиксами, перед которыми ставится цифра, обозначающая их положение в цепи. Получаем:

Гликолевая (2-гидроксиэтановая к-та) Молочная (2-гидроксипропановая к-та)

Глицин (2-амино-этановая кислота) α-аланин (2-аминопропановая к-та)

Задание 2. Привести формулы систематические названия этаноламина (коламина) (I) и холина (II). Этаноламин и холин входят в структуру и определяют названия фосфолипидов (фосфатидилэтаноламина и фосфатидилхолина).являются предшественниками биосинтеза нейромедиатора - ацетилхолина.

Ответ: Старшей характеристической группой является гидрокси-группа, она определяет нумерацию углеродных атомов в соединении, для ее обозначения используется суффикс –ол. Для обозначения младшей группы используется префикс - амино-, группа называется первой (по алфавиту) с цифрой 2, указывающей ее положение в цепи. Получаем: 2-амино-этанол.

У холина в отличие от этаноламина амино-группа проалкилирована и замещена тремя метильными группами. В этом случае замещенная группа находится в виде соли аммония (является катионом) и обозначается как N,N,N-триметиламино.

(I) 2-аминоэтанол (II) N,N,N-триметиламиноэтанол

Задание 3. Привести реакции гликолевой кислоты со спиртом и аммиаком.

Ответ: Взаимодействие происходит как по амино, так и по карбоксильной группе с образованием замещенного сложного эфира и амида.

Этиловый эфир 2-этоксиэтановой к-ты

Амид 2-аминоэтановой к-ты

Задание 4 Привести реакцию ацилирования гликолевой кислоты.

Ответ. Ацилирование может быть проведено с использованием уксусного ангидрида или хлористого ацетила по схеме:

В условиях организма ацилирование осуществляется с помощью ацетилкоэнзима А или ацетилдифосфата

Задание 5. Приведите реакцию дегидратации яблочной кислоты, приводящую к образованию в организме фумаровой кислоты.

Ответ:

З адание 6. Написать схему синтеза ацетилхолина согласно схеме:

Ответ: Расшифровка цепочки превращений, приводящей к образованию ацетилхолина, приведена ниже. Продукт А- эпоксиэтан, В-этаноламин, С-холин, D- ацетилхолин. Ацетилхолин участвует в проведении нервных импульсов, определяет когнитивные способности организма (способность к обучению, запоминанию).

Задание 7. Приведите последовательность биохимических превращений, приводящих к биосинтезу ацетилхолина.

S-аденозилметионин
-СO2

Ответ:

S-аденозилметионин

Серин- незаменимая аминокислота.

Этаноламин (коламин) - один из важнейших аминоспиртов - входит в структуру фосфолипидов, лекарственных средств.

Холин - витаминоподобное вещество, регулирующее жировой обмен.

Ацетилхолин - нейромедиатор, участвует в передаче нервного импульса, определяет когнитивные способности организма.

Задание 8. Написать реакции внутри- и межмолекулярной конденсации a, b и g аминокислот.

Ответ:

а) a-аминокислоты при нагревании претерпевают межмолекулярную дегидратацию, при этом от двух молекул кислоты отщепляются две молекулы воды:

дикетопиперазин

б) b-аминокислоты при нагревании отщепляют аммиак с образованием непредельных кислот:

β-аминомасляная кислота кротоновая кислота

в) g - аминокислоты претерпевают внутримолекулярную дегидратацию:

γ-аминомасляная кислота бутиролактон или пирралидон-2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: