Руководство: власть и партнёрство

В практике менеджмента известны два основных спосо­ба руководства людьми: через прямое использование влас­ти или через отказ от неё.

Здесь есть парадокс. Психолог Г.Дж.Левит высказался в том смысле, что какой бы властью ни обладал менеджер, какое бы высокое положение он ни занимал, судьба вы­полнения отданного им распоряжения находится не в его руках, а в руках непосредственного исполнителя. (Мы не рассматриваем крайний случай, когда менеджер исполня­ет своё же распоряжение — в таком случае он не менед­жер.) Работник сам решает, повиноваться ему или нет. Ме­неджер может рвать и метать, наказывать исполнителя, уволить его, в конце концов, но только исполнитель может решить исполнять ему распоряжение или нет. При этом неловкость от неподчинения будет чувствовать только ме­неджер. У упрямца будут другие чувства, вплоть до изде­вательских. Итак, менеджер зависит от исполнителя. В умении преодолеть эту зависимость, в умении общаться с подчинёнными и добиваться необходимых действий и со­стоит вся сила менеджера.

Управлять поведением работников — это, прежде всего, управлять своим поведением.

Традиционные иерархические отношения затрудняют­ся. Для эффективного управления целесообразно исполь­зовать навыки влияния на окружающих, не прибегая к при­казам.

Сложные проблемы всё в большей мере требуют объе­динения усилий нескольких человек для их решения. Ме­неджер должен уметь создавать и совершенствовать груп­пы, способные к активной деятельности и к достижению значительных конечных результатов в работе. В книге вид­ного британского учёного Р.Белбина «Управление команда­ми» сделано два важных вывода:

1. Команды, составленные из самых способных и всё умеющих менеджеров, не могут даже приблизиться к лучшим результатам.

2. Самой эффективной командой являются группы, в ко­торых есть исполнители следующих восьми главных ролей.

А) Председатель — авторитетный, уравновешенный, умеющий говорить и разговаривать руководитель, способ­ный регламентировать работу группы.

Б) Организатор — нетерпеливый, эмоциональный, ини­циативный, способный расшевелить каждого работника менеджер.

В) Генератор — человек способный выдавать блиста­тельные идеи. Обычно такой человек погружён в себя, от­чего замкнут, и, если его не слушают, отключается от дис­куссии.

Г) Математик — аналитик, человек с холодной головой, анализирующий, одержимый желанием вскрыть недостатки во всех предложениях и шагах с дотошностью патолого­анатома.

Д) Искатель-—человек, занятый поиском новых возмож­ностей, сбором интересных идей, налаживанием контактов. Это дипломат и купец.

Е) Координатор — выдаёт задания и координируетихисполнение.

Ж) Командный работник — скромный работник, всегда готовый к сотрудничеству. Это своего рода клей, соединяю­щий команду в одно целое.

3) Финишер — наблюдает за тем, чтобы никто не упус­тил из виду детали, и присматривает за тем, чтобы каждый член команды добрался до финиша.

При управлении группой необходимо выполнять опре­делённые требования по вопросам кооперации.

1. Цель совместной работы должна быть ясна и понятна всем участникам, а партнёрам в той или иной степени должны быть знакомы задачи друг друга.

2. При совместной работе должны поддерживаться хо­рошие взаимоотношения и свободный обмен инфор­мацией.

3. Сильные стороны партнёров для совместного дела важ­нее, чем их слабые стороны. Но при этом очень важно нейтрализовать слабые стороны.

4. Мешает кооперации тот, кто «тянет одеяло на себя».

5. Каждый отвечает за свой участок работы.

6. В случае той или иной удачи следует поощрять всех, имеющих отношение к удаче.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: