Теория и методология исторической науки

Отечественная история - важная составная часть гуманитарной подготовки специалистов в высшей школе. Предмет Отечественной истории. Функции исторического знания: познавательная и интеллектуально-развивающая, мировоззренческая и воспитательная.

Источники изучения истории: вещественные, архивные документы и материалы, документальные публикации, мемуары, периодическая печать, аудиовизуальные, научно-технические, изобразительные. Методы изучения исторических источников.

Историография (отечественная и зарубежная) в прошлом и настоящем: общее и особенное.

Отечественная история - неотъемлемая часть всемирной истории. Единство и многообразие всемирно-исторического процесса. Методы и методология изучения истории, альтернативность и многовариантность в исторической науке. Подходы к изучению истории: цивилизационный и формационный. Различные пути к постижению и осмыслению отечественной и всемирной истории. Н.Я. Данилевский, А.Д. Тойнби - авторы идей и теорий исторического круговорота обособленных и локальных "культурно-исторических типов" развития.

Русская историческая школа. Н.М. Карамзин и его "История государства Российского". С.М. Соловьев о единстве исторического пути и особой роли славян. В.О. Ключевский о геополитическом положении России. Н.С. Трубецкой, Г.В. Вернадский, П.Н. Савицкий о сущности евразийской концепции и ведущей роли русского народа в создании Евразийской державы. Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский о смысле исторического развития и особенностях исторического пути России. Советская историческая школа и ее особенности. Современная историческая наука России.

План семинарского занятия

Темы для докладов и сообщений

(доклад – 8-10 минут, сообщение – 3-5 минут. Остальное время отводится на практические занятия или контроль и инспекцию знаний):

1. История как наука. Историческое сознание, уровни исторического сознания, подходы в изучении истории.

2. Исторические источники: классификация и методы изучения. Вспомогательные исторические дисциплины.

3. Специфика, закономерности и этапы исторического развития России.

4. Исторические портреты ведущих российских историков: В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов.

Литература для подготовки к семинару:

1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.

2. История России. Россия в мировой цивилизации. Курс лекций./ Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. - М.: ЦЕНТР, 1998

3. Кулешов С.В., Медушевский А.Н. Россия в системе мировой цивилизации. Учебное пособие/ Под ред. О.В. Волобуева. - М.: МАРКЕТИНГ, Русский мир, 2001

4. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизации. Брянск, 1999.

5. Фортунатов В.В. Отечественная история: Учебное пособие для гуманитарных вузов. – Спб.: Питер, 2007.

6. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.

Для качественного усвоения темы особое внимание рекомендуется обратить на следующие события, понятия и термины:

археология; геральдика; демография; историография; историческая география; историческое сознание и его функции: воспитательная, прогностическая, мировоззренческая, познавательная; источниковедение; лингвистика; методология; методы исторического познания: историзм, объективность, тенденциозность; методы исторического исследования: хронологический, проблемный, проблемно-хронологический, ретроспективный, сравнительный, статистический; нумизматика; ономастика; палеография; рационализм; субъективизм; сфрагистика; топонимика; формация; цивилизация.

важнейшие персоналии:

Геродот; Данилевский Н.Я.; Карамзин Н.М.; Ключевский В.О.; Маркс К.; Платонов С.Ф.; Рыбаков П.А.; Соловьёв С.М.; Татищев В.Н.; Тойнби А.Д.; Энгельс Ф.

ключевые даты:

до нашей эры; нашей эры

ТЕМА № 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: