Отечественная история - важная составная часть гуманитарной подготовки специалистов в высшей школе. Предмет Отечественной истории. Функции исторического знания: познавательная и интеллектуально-развивающая, мировоззренческая и воспитательная.
Источники изучения истории: вещественные, архивные документы и материалы, документальные публикации, мемуары, периодическая печать, аудиовизуальные, научно-технические, изобразительные. Методы изучения исторических источников.
Историография (отечественная и зарубежная) в прошлом и настоящем: общее и особенное.
Отечественная история - неотъемлемая часть всемирной истории. Единство и многообразие всемирно-исторического процесса. Методы и методология изучения истории, альтернативность и многовариантность в исторической науке. Подходы к изучению истории: цивилизационный и формационный. Различные пути к постижению и осмыслению отечественной и всемирной истории. Н.Я. Данилевский, А.Д. Тойнби - авторы идей и теорий исторического круговорота обособленных и локальных "культурно-исторических типов" развития.
Русская историческая школа. Н.М. Карамзин и его "История государства Российского". С.М. Соловьев о единстве исторического пути и особой роли славян. В.О. Ключевский о геополитическом положении России. Н.С. Трубецкой, Г.В. Вернадский, П.Н. Савицкий о сущности евразийской концепции и ведущей роли русского народа в создании Евразийской державы. Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский о смысле исторического развития и особенностях исторического пути России. Советская историческая школа и ее особенности. Современная историческая наука России.
План семинарского занятия
Темы для докладов и сообщений
(доклад – 8-10 минут, сообщение – 3-5 минут. Остальное время отводится на практические занятия или контроль и инспекцию знаний):
1. История как наука. Историческое сознание, уровни исторического сознания, подходы в изучении истории.
2. Исторические источники: классификация и методы изучения. Вспомогательные исторические дисциплины.
3. Специфика, закономерности и этапы исторического развития России.
4. Исторические портреты ведущих российских историков: В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов.
Литература для подготовки к семинару:
1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.
2. История России. Россия в мировой цивилизации. Курс лекций./ Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. - М.: ЦЕНТР, 1998
3. Кулешов С.В., Медушевский А.Н. Россия в системе мировой цивилизации. Учебное пособие/ Под ред. О.В. Волобуева. - М.: МАРКЕТИНГ, Русский мир, 2001
4. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизации. Брянск, 1999.
5. Фортунатов В.В. Отечественная история: Учебное пособие для гуманитарных вузов. – Спб.: Питер, 2007.
6. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.
Для качественного усвоения темы особое внимание рекомендуется обратить на следующие события, понятия и термины:
археология; геральдика; демография; историография; историческая география; историческое сознание и его функции: воспитательная, прогностическая, мировоззренческая, познавательная; источниковедение; лингвистика; методология; методы исторического познания: историзм, объективность, тенденциозность; методы исторического исследования: хронологический, проблемный, проблемно-хронологический, ретроспективный, сравнительный, статистический; нумизматика; ономастика; палеография; рационализм; субъективизм; сфрагистика; топонимика; формация; цивилизация.
важнейшие персоналии:
Геродот; Данилевский Н.Я.; Карамзин Н.М.; Ключевский В.О.; Маркс К.; Платонов С.Ф.; Рыбаков П.А.; Соловьёв С.М.; Татищев В.Н.; Тойнби А.Д.; Энгельс Ф.
ключевые даты:
до нашей эры; нашей эры
ТЕМА № 2