Исходя из государственного образовательного стандарта, изучившие курс «Отечественная история» должны отвечать следующим требованиям:
Понимать характер истории как науки и ее место в системе гуманитарных наук; иметь историческое мышление и сознание, которые способствуют социальному ориентированию в современной жизни.
Представлять главные этапы в истории России и их хронологии; знание основных исторических фактов, событий, дат, имен и характеристик исторических деятелей.
Иметь понятие о месте России в мировом сообществе, о ее взаимосвязях с Западом и Востоком, о ее вкладе в мировую цивилизацию, о специфических особенностях ее развития.
Знать основные исторические источники, отечественную и зарубежную литературу по истории России, содержание научных проблем и дискуссий, версий и концепций.
Студенты обязаны приобрести следующие умения и навыки:
работать с историческими источниками и научной литературой (находить их и извлекать необходимые знания);
излагать (устно и письменного) свои знания по отечественной истории, раскрывая основные проблемы;
|
|
определять сущность, типологию исторических событий и явлений, раскрывать тенденции, динамику их развития, соотносить их с основными вехами всемирной истории;
давать экономическую, политическую, культурологическую, социально-психологическую характеристику российского общества в разные временные периоды;
оперировать историческими знаниями: находить причинно-следственные связи; проводить сравнения, параллели; пространственно локализовать события и явления; рассматривать их с учетом хронологического предшествования и последовательности; обнаруживать их актуальность и связывать с современными проблемами, сегодняшним днем.
Студенты должны владеть:
картографическими знаниями и использовать их для анализа геополитической ситуации в разные временные отрезки истории;
опытом оценки исторических явлений и персоналий, уметь определять свое личностное отношение к ним, обосновывать собственные оценки и суждения.
Выписка из ГОС ВПО
ГСЭ.Ф.03 | Отечественная история Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в ХI - XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII - XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения в России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру. Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации. |
Тематический план
|
|
№ | Тема занятия (Дидактическая единица) | Лекции | Сем-ры |
Теория и методология исторической науки | |||
Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в XIII – сер. XV вв. | |||
Образование и развитие Московского государства | |||
Российская империя в XVIII – первой пол. XIX в. | |||
Российская империя во второй половине XIX – начале XX в. | |||
Россия в условиях войн и революций (1914 – 1922 гг) | |||
СССР в 1922 – 1953 гг. | |||
СССР в 1953 – 1991 гг. Становление новой российской государственности (1992 – 1999 гг.) | |||
Всего – 36 часов |
ТЕМА № 1