На выбор ассортимента продукции, выпускаемой предприятием, влияют рыночные и производственные факторы.
К рыночных факторам следует относить: различный уровень эластичности спроса; диверсификацию производства, позволяющую предприятию выжить в условиях рыночных колебаний спроса на отдельные виды продукции, наиболее полное использование условий реализации товара.
Производственные факторы включают: необходимость организации безотходного производства сырья (консервное, сахарное и другие отрасли промышленности); схожесть технологий производства изделий, позволяющую полнее использовать установленном оборудование (вино и безалкогольные напитки); экономию затрат на масштабах производства.
К основным факторам, определяющим конечную производственную программу продукции по ее ассортименту, относят прибыль и ее прирост. Исходным в ее составлении является сравнение рентабельности по каждому виду продукции. В странах с рыночной экономикой для этих целей успешно применяют валовую маржу. В самом общем случае, чем выше процент валовой маржи, тем рентабельнее данное изделие.
|
|
Поскольку на каждом предприятии имеются свои специфические факторы, ограничивающие развитие производственной программы, то сравнительный анализ следует проводить на основе показателя валовой маржи на человеко-час. Если, например, ограничивающим фактором является используемое оборудование, то анализ должен вестись на основе показателя валовой маржи на время использования оборудования.
Однако при разработке ассортиментной политики почти всегда возникают сложности, появляются «узкие места».