Состав и структура сельскохозяйственных угодий

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И КАДРОВ

У.О. «Гродненский государственный аграрный университет»

Кафедра экономики АПК

 
 


Методические указания по выполнению практических

Заданий

Для студентов экономических специальностей

Гродно, 2003

УДК 631.1(476)

Составили: доцент Высокоморный В.И., доцент Пестис М.В.

Рассмотрена на заседании кафедры экономики АПК, протокол № 10 от 16.04.2003г.

Одобрена методической комиссией экономического факультета У.О. «Гродненский государственный аграрный университет», протокол №6 от 17.04.2003г.

Рецензент: Кожан В.М., доцент кафедры организации и управления АПК.

Экономика предприятий АПК: практические задания/ У.О. «Гродненский государственный аграрный университет»: сост. Высокоморный В.И., Пестис М.В., Гродно, 2003


ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение………………………………………………………………4

Раздел 1. Производственные ресурсы АПК………………………...5

Задание 1.1. Использование земли в сельском хозяйстве…………5

Задание 1.2. Трудовые ресурсы и производительность труда в сельском хозяйстве …………………………………………………….10

Задание 1.3. Материальные ресурсы сельского хозяйства……….17

Задание 1.4. Амортизация основных средств и методы ее начисления….........................................................................................................26

Задание 1.5. Ресурсный потенциал………………………………...31

Задание 1.6. Расчет лизинговых платежей………………………...35

Раздел 2. Воспроизводство, интенсификация и специализация в сельском хозяйстве……………………………………………………..38

Задание 2.1. Воспроизводство и накопление в с/х-ве…………….38

Задание 2.2. Определение валового и чистого дохода, рентабельность производства…………………………………………………….41

Задание 2.3. Интенсификация сельского хозяйства………………44

Задание 2.4. Уровень и экономическая эффективность интенсификации в отраслях растениеводства…………………………………….44

Задание 2.5. Уровень и экономическая эффективность интенсификации в отраслях скотоводства………………………………………..49

Задание 2.6. Специализация с/х-го производства………………...51

Задание 2.7. Экономическая оценка кормовых культур………………………………………………..……………………...54

Раздел 3. Эффективность аграрного производства……………….59

Задание 3.1. Себестоимость с/х-ой продукции………...………….59

Задание 3.2. Динамика себестоимости продукции, работ в зависимости от объема производства………………………………………...63

Задание 3.3. Экономическая эффективность внедрения новой техники……….……………………………………….…………………….67

Задание 3.4. Экономическая эффективность применения зерноуборочных комбайнов………………………………………………….73

Задание 3.5. Экономическая эффективность применения минеральных удобрений…………………………………………………….76

Задание 3.6. Экономическая эффективность капитальных вложений мелиорации земель………………………………………………...79

Литература…………………………………………………….…….84

Приложение…………………………………………………………85

ВВЕДЕНИЕ:

Основной задачей агропромышленного комплекса является достижение устойчивого роста сельскохозяйственного производства, надежное обеспечение страны продуктами питания и сельскохозяйственным сырьем, объединение усилий всех отраслей комплекса для получения высоких результатов.

Курс «Экономика сельского хозяйства» требует изучения экономических законов и категорий применительно к сельскому хозяйству, вопросов государственной экономической политики, практики колхозов, совхозов и межхозяйственных предприятий /объединений/, фермерских и других форм хозяйствования.

Особое внимание обращается на изучение вопросов общей культуры технологий, экономической эффективности интенсификации этих отраслей, промышленной технологии выращивания сельскохозяйственных культур и с.х. животных, рациональных взаимоотношений предприятий межхозяйственного кооперирования и агропромышленной интеграции.

Важной задачей является приобретение студентами навыков экономического анализа развития отраслей АПК, определения показателей экономической эффективности производства и оценки применяемых средств. Этому должно способствовать выполнение каждым студентом практических занятий в аудиторное и внеаудиторное время.

Предполагается, что перед практическим занятием необходимо тщательно изучить теоретические вопросы, методику расчета показателей. Кроме обязательной литературы, указанной в каждой теме и лекционного материала, при подготовке к занятиям изучаются дополнительные источники, рекомендуемые преподавателем, и используются статистические справочники Республики Беларусь.

Планы практических занятий составлены в соответствии с программой курса для студентов экономических специальностей и охватывают все основные проблемы развития сельского хозяйства и экономику важнейших отраслей сельского хозяйства.

ТЕМА 1. ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ.

Контрольные вопросы:

1. Земля как главное средство производства и ее особенности.

2. Земельный фонд Республики Беларусь, его состав и структура.

3. Показатели эффективности использования земли, методика их определения.

4. Земельный кадастр, его практическое использование.

5. Собственность на землю в системе аграрных отношений. Рынок земли.

6. Пути рационального использования земли в современных условиях.

Задание 1. Экономическая эффективность использования земли в сельском хозяйстве.

Земля в сельском хозяйстве является важнейшим средством производства, которое не может быть создано вновь или заменено каким-либо другим средством производства. Для земли как характерно то, что при правильном ее использовании плодородие почвы постоянно повышается. Следовательно, полное рациональное использование земельных угодий имеет первостепенное значение для надежного обеспечения страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем.

Под экономической эффективностью использования земли в сельском хозяйстве понимают уровень ведения производства на ней, который определяют количеством продукции (с учетом качества и затрат) с единицы площади.

Экономическую эффективность использования земли в сельском хозяйстве рассчитывают системой показателей, среди которых первостепенное значение имеют:

ü урожайность с.-х. культур;

ü валовая продукция;

ü валовой чистый доход;

ü прибыль;

ü уровень рентабельности;

ü землеотдача или продуктивность земельных угодий;

ü землеемкость;

ü коэффициент использования земельных ресурсов;

ü коэффициент использования с.-х. угодий;

ü коэффициент использования пашни.

Структура с.-х. угодий в колхозах и совхозах и их качество различны. Это делает несопоставимой их хозяйственную ценность. Чтобы сравнить с.-х. угодья с различным плодородием, в качестве единицы земельной площади необходимо брать не физический, а сопоставимый «кадастровый» гектар, в который переводятся все с.-х. угодья (пашня, сенокосы, пастбища) по бальной оценке.

Площадь с.-х. угодий в пересчете на сопоставимые стобальные или «кадастровые» гектары земли определяют по формуле:

,

где S100 – сопоставимая «кадастровая» площадь земли;

S – физическая площадь данного вида сельхозугодья;

Б – балл оценки данного вида угодья.

Коэффициент использования земельных ресурсов зр) представляет собой отношения площади с.-х. угодий ко всей площади закрепленных за хозяйством земельных ресурсов:

Коэффициент использования с.-х. угодий с.х.) – это отношение площади пахотных земель к площади с.-х. угодий:

Коэффициент использования площади пашни nn) рассчитывают делением всей площади посева на площадь пашни:

Продуктивность земельных угодий – величина чистой продукции, приходящейся в расчете на единицу площади соответствующих видов угодий и землеемкость – обратный показатель землеотдаче:

Цель и содержание задания:

1. Освоить методику определения и эффективности использования земель и методику их исчисления;

2. Произвести оценку использования земель по показателям:

б) состав и структура посевных площадей: в) урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность сенокосов и пастбищ; г) уровень производства продукции;

3. Сопоставить уровень использования земель в анализируемом районе с данными по области или республике и сделать соответствующие выводы и предложения.

Исходные материалы: 1. Данные годовых отчетов;

2. Справочно-нормативные материалы.

Таблица 1.

Состав и структура сельскохозяйственных угодий.

УГОДЬЯ   Гродн. Р-н по РБ
га % га % га %
Всего закреплено земли            
Сельхозугодья            
в т.ч.: пашня            
сенокосы (всего)            
в т.ч. улучшенные пастбища (всего) в т.ч. культурные            
сады и ягодники            
Всего сельхозугодий в переводе на стобальную оценку            
в т.ч. пашни            
Условная пашня (всего с.-х угодий в переводе на пашню)            

ВЫВОДЫ:

Таблица 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: