Факторы влияющие на эффективность и перспективы предпринимательства

На эффективность работы предприятий влияют самые разнообразные факторы, которые классифицируются по различным признакам.

В зависимости от направленности действия все факторы можно объединить в две группы: позитивные и негативные.

В зависимости от места возникновения все факторы можно классифицировать на внутренние и внешние. Внутренние факторы зависят от деятельности самого предприятия, то есть само предприятие их порождает.

Внутренние факторы настолько разнообразны, что для лучшего понимания, учета анализа и выявления резервов производства их также целесообразно объединить в следующие группы:

1)связанные с личностью руководителя и способностью его команды управлять предприятием в условиях рынка. Например, частное предприятие "М" ("молодой лидер"). Основное направ­ление деятельности - производство пельменей и замороженных мясных полуфаб­рикатов. Предприятию 5 лет, при его основании на нем было занято 3 человека, сейчас работает 220. Важный фактор успеха предприятия - личность директора. Он имеет образование торгового института, "всю жизнь проработал в общепите". У предприятия 3 соучредителя - активы основного занимают 80%, 20% приходится на двух остальных партнеров. Предприятие изначально создавалось как инновационное, первая же купленная (отечественная) линия была доработана совместно с главным конструктором завода-изготовителя, что сразу создало технологическое преимущество молодому предприятию в регионе. Сегодня предприятие, по словам директора, имеет достаточно редкое для Нижегородской области оборудование.1

2)связанные с ускорением НТП, с инновационной политикой предприятия;

3)связанные с совершенствованием организации производства и труда, управлением предприятием. Например, трудовые ресурсы их квалификация, движение, материальное поощрение и так далее.

4)связанные с созданием благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

5)связанные с организационно-правовой формой хозяйствования. Например, на основные показатели риска, то есть вероятность и величину последствий, при защите имущественных интересов предприятия в рыночной экономике оказывают влияние множество таких факторов, как социально-политические и экономические; промышленные и техногенные; факторы, обусловленные хозяйственной деятельностью человека; природные; смешанные, связанные с техногенным воздействием на природные явления; финансовые и другие.2

6)связанные со спецификой производства и отрасли. Например, производство (правильно ли используются сырье, материалы, оборудование, насколько результативна система контроля качества, эффективно спланирован и спроектирован технологический процесс и другое);

7)связанные с качеством и конкурентоспособностью продукции, с управлением издержками и ценовой политикой. Например, в сфере маркетинга – анализ доли рынка и конкурентоспособность товаров, разнообразие качества ассортимента предпродажного и послепродажного обслуживания клиентов, эффективность сбыта, рекламы и продвижение товаров, прибыли, убытков и другое;

8)связанные с амортизационной и инвестиционной политикой.

Кроме того, все внутренние факторы можно разделить на объективные и субъективные. Объективные – это такие факторы, возникновение которых не зависит от субъекта управления.

Субъективные факторы, а они составляют абсолютное большинство, полностью зависят от субъекта управления, и они должны быть всегда в поле зрения и анализа. Эффективность работы предприятий в условиях рынка в значительной степени зависит и от внешних факторов, которые можно классифицировать в следующие группы:

1. Экономические факторы, имеющие важное значение при оценке текущего и прогнозируемого состояния экономики предприятия, а поэтому должны постоянно диагностироваться. Среди которых:

- инфляция – сокращает покупательную способность; например, в условиях инфляции практически невозможны инвестиции в производство, тем более в новое строительство.

- уровень занятости, определяющий наличие свободных рабочих мест и, следовательно, избыток или недостаток рабочей силы, что влияет на уровень заработной платы работника при заключении трудового соглашения;

- баланс платежный;

- стабильность национальной валюты;

- налоговые ставки изменяют распределение доходов, приводят к переменам в покупательной способности, например, при постоянных изменениях налоговой системы вообще пропадает стимул что-либо производить, так как невозможно прогнозировать собственные доходы и, следовательно, развитие предприятия;

- поставщики;

- потребители;

- конкуренты;

- контрактные аудитории (государственные учреждения надзора и регулирования производственной деятельности, средства массовой информации, гражданские группы общественного мнения и другое.

Каждый из этих видов экономических факторов может иметь негативные последствия (угрозу) для одних предприятий, либо позитивные (новые возможности) ля других. Например, во времена низкого снижения (спада) выпуска автомобилей выпуск запасных частей увеличивается (процветает), так как потребитель (покупатель) предпочитает ремонтировать старые, а не покупать новые автомашины.

2. Политические факторы. Их значение определяется активным участием лидеров бизнеса и предпринимательских фирм в политическом процессе. Политическая ситуация оказывает влияние на экономическую обстановку в целом, так как в известной степени способы управления экономикой есть результата реализации политических целей и задач находящегося у власти правительства. Политическая обстановка имеет для руководителей предприятий особое значение. Фактор политической стабильности играет, например, весьма существенную роль для эффективной деятельности предприятий. Поэтому предприятия, его руководство должны постоянно следить за нормативными документами местных органов и правительства, за кредитами для финансирования инвестиций, ограничениями по приему и увольнению рабочей силы, возможностью получения ссуды, тарифными соглашениями и так далее. Предприятия, стремящиеся к успеху, должны эффективно приспосабливаться к технологическим изменениям и использовать их для получения преимуществ на конкурентном рынке.

3. Демографические факторы оказывают особое влияние на деятельность предприятий, хотя они не всегда принимаются во внимание. Любая производственная система должна учитывать структурные изменения демографического развития. Например, тенденции возрастной и половозрастной структуре должны волновать предпринимателей, производящих и реализующих новые виды (марки) изделий. Темп рождаемости и связанные с этим социальные меры по защите материнства также могут повлиять на рынок товаров и услуг. Рост численности пенсионеров, одиноких людей ведет к появлению многочисленных фирм, занимающих ниши на рынках сервиса, производств одежды, развлечений для этих социальных групп населения.

4. К рыночным относятся факторы, изменяющие демографические условия, жизненные циклы различных товаров или услуг, легкость проникновения на рынок, распределение доходов населения, уровень конкуренции и другое.

5. Технологические факторы. Их изучение помогает учитывать по меньшей мере изменение в технологии производства использования ЭВМ при проектировании товаров и услуг, создание новых видов техники и так далее. Предприятие должно определить, какие из них могут привести к «разрушительным» последствиям, вызвать наиболее негативные сдвиги в его деятельности. Ни одно из них не может игнорировать фактические и возможные действия своих конкурентов. Для чего необходимо постоянно оценивать настоящее положение конкурентов предвидеть вероятные шаги или изменение в их стратегии, изучение сильных и слабых сторон, их уязвимость и так далее. Предприятия и фирмы как хозяйствующие субъекты рынка действуют в рамках соответствующей правовой сферы. С помощью законов и иных нормативных актах регулируют экономическое поведение самих предприятий и их взаимоотношения с контрагентами – поставщиками. потребителями, служащими и так далее. Большинство крупных предприятий и множество мелких фирм действуют на международном рынке, поэтому сегодня руководители должны постоянно контролировать и оценивать изменение технологические факторов (рынок, цены, конкуренция и так далее).

6. Социальные факторы. Они включают меняющиеся ожидания, отношений и нравы общества отражает уровень жизни различных групп населения также включающие в себя стиль жизни, привычки, этические нормы, религиозные основы общества. К некоторым, важным из них в настоящее время относятся, например, преобладающее в обществе отношения к предпринимательству, бизнесу, роль в обществе уровня образования культуры, женщин, движение в защиту интересов определенных слоев населения. Эти факторы влияют на поведение покупателей и, соответственно, могут вносить изменение на рынке товаров и услуг за счет роста или снижения спроса на отдельные товары и услуги. Например, пропаганда здорового образа жизни для фирм, производящих и продающих спортивное снаряжение и одежду для отдыха, но при этом пострадали фирмы, предлагающие сигареты и прочее.

7.Факторы, влияющие на международные события (крупные политические события, войны, катастрофы и так далее). Неизменно оказывают влияние на деятельность и выживание предприятий в различных странах. Например, чернобыльская авария 1986года вызвала во всем мире всплеск общественных настроений против атомной энергетики. Это косвенным образом, но заметно, отразилось на каждой организации, занятой в области энергетики, и привело к активности многих государственных учреждений, «зеленых» и групп защиты потребителей. Так же к международным факторам относятся таможенная политика, валютные курсы и их устойчивость, национальные уровни производительности труда, политическая стабильность, защищенность иностранных инвестиций и деятельность государства в целом.


1 Балабанова Е.С.; Грудзинский А.О., Кудряшов Ю.Г. Модернизация предприятий: факторы направления// СОЦИСС, 2002г. №6, с20.

2 Олейников К. Защита имущественных интересов предприятия // Вопросы экономики, 2002г. №2. с 146.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: