1. Докажите, что в XI веке на Руси существовало государство.
2. Докажите, что становление государства на Руси происходило по «Восточному» пути.
3. Заполните таблицу, «Социальная структура Древнерусского государства». Сделайте вывод.
Социальная группа | Экономический статус. | Правовой статус. | Политический статус. |
4. Докажите, что Древнерусское государство представляло собой раннефеодальную монархию.
5. Начертите схему «Органы государственной власти Древнерусского государства периода раннефеодальной монархии».
6. Сравните древнерусское традиционное общество с европейским и азиатским традиционными обществами. Сделайте вывод.
7. Заполните таблицу, обозначив хронологические рамки исторических процессов. Сделайте вывод на её основе.
Стадия развития средневекового государства | Древнерусское государство | Франкское государство | Франция | Англия | Германия | |
Формирование государства | ||||||
Раннефеодальная монархия | ||||||
Политическая дезинтеграция. |
8. Сравните основные цивилизационные модели развития древнерусских земель периода политической раздробленности.
9. Заполните таблицу «Формирование цивилизационного своеобразия Древней Руси». Сделайте вывод.
Составляющие цивилизационного своеобразия Древней Руси | Западноевропейская цивилизация | Византийская цивилизация | Восточный тип цивилизационного развития |
Социальная сфера | |||
Экономика | |||
Политика | |||
Духовная жизнь |
Проблемные методы.
Занятие, построенное исследовательским методом.
«Потенциально возможные цивилизационные модели домонгольского развития Руси».
1) Чтение отрывка из учебника (лекционного курса) содержащего информацию о политической дезинтеграции Руси.
2) Формулирование познавательной задачи: «Какие цивилизационные модели, сформировавшиеся в период политической дезинтеграции, могли стать альтернативами развития древнерусской цивилизации?».
3) Разделение студентов на 3 группы 1) Цивилизационная альтернативы сформировавшаяся на «Юго-западе Руси», 2) Цивилизационная альтернатива, сформировавшаяся на «Северо-западе Руси», 3) Цивилизационная альтернатива, сформировавшаяся на «Северо-востоке Руси»
4) Выдвижение студентами гипотез направленных на решение познавательной задачи.
5) Выдвижение студентами частных задач направленных на решение общей познавательной задачи.
6) Анализ научной литературы с целью подтверждения или опровержения гипотез.
Практическое занятие № 3.
Тема:
Влияние Орды на развитие средневековой Руси. Победа Москвы в борьбе за общерусское политическое лидерство.
План.