Региональные системы коллективной безопасности – представлены организациями на отдельных континентах и в регионах. ООН разрешает деятельность таких организаций «при условии, что их деятельность совместима с целями и принципами ООН». Чтобы от такой деятельности был толк, нужно участие всех государств региона, независимо от их строя. Цели региональной системы - те же, существуют лишь некоторые ограничения – деятельность организации должна затрагивать интересы только региональных государств, и решать вопросы на территории своего региона.
К компетенции их можно отнести урегулирование споров между собой (п.2 ст.52 Устава ООН).
Можно назвать некоторые документы из этой области: 1949 год – Североатлантический договор (НАТО), Варшавский Договор – 1955 год; СБСЕ – Заключительный акт (1975г.)
Если говорить о некоторых континентах в отдельности, то нужно отметить региональные организации:
ü на Европейском континенте – НАТО с 1949 года, ОБСЕ – с 1955года, С 1955 по 1991годы – Организация Варшавского Договора
ü на Евроазиатском континенте – СНГ – с 1992 года (Устав СНГ 1993г., Договор о коллективной безопасности 1992г. и др.)
Организация американских государств (ОАГ) была создана на основании Межамериканского договора о взаимной помощи 1947 года, Устава ОАГ 1948 года и Межамериканского договора о мирном разрешении международных споров 1948 года. В 60-80-х годах в Договор 1947 года и Устав ОАГ были внесены существенные изменения.
Членом ОАГ может быть любое американское государство, ратифицировавшее его Устав. В настоящее время в ОАГ участвуют все американские государства, за исключением Канады и Кубы.
Целями ОАГ являются достижения мира и безопасности на американском континенте, укрепления солидарности и сотрудничества, защиты территориальной целостности, организации совместных выступлений в случае агрессии, мирного разрешения споров.
В соответствии со ст. 25 Устава ОАГ любая агрессия против одного из американских государств рассматривается как агрессия против всех остальных.
Организация Североатлантического договора (НАТО)
Североатлантический договор был подписан в 1949 году Первоначальными участниками НАТО являлись США, Великобритания, Франция, Италия и др., всего 12 государств. В настоящее время количество членов НАТО — 16 Вопрос о том, является ли НАТО региональной международной организацией, достаточно спорен: ведь в ее состав входят государства трех континентов.
Согласно положениям Североатлантического договора (ст. 5 и 7), вооруженное нападение против одного или нескольких государств-участников будет рассматриваться как нападение против всех них, если такое нападение произойдет, каждый участник будет помогать стороне, подвергшейся нападению, всеми средствами, включая применение вооруженной силы. Нападение включает в себя вооруженное нападение как на территории государств-членов, так и на их суда и самолеты в определенном районе.
О всяком таком нападении и всех принятых мерах немедленно сообщается Совету Безопасности ООН. Меры прекращаются, когда Совет Безопасности принимает меры для восстановления и поддержания международного мира и безопасности.
В соответствии с Договором был создан Совет НАТО (высший политический и военный орган), в котором представлены все члены НАТО на уровне глав государств, правительств и министров иностранных дел.
Вступить в НАТО согласно положениям Договора может любое европейское государство, которое в состоянии проводить в жизнь принципы этого Договора, с согласия остальных участников.
ОБСЕ
В Будапештском документе 1994 года, трансформировавшем Совещание в Организацию в ОБСЕ говорится о цели данного преобразования, которой «явилась увеличение вклада СБСЕ в безопасность, стабильность и сотрудничество региона СБСЕ с тем, чтобы оно играло центральную роль в развитии пространства общей безопасности, основанной на принципах Хельсинского Заключительного Акта».
Концепция безопасности, разработанная ОБСЕ основывается на уделении большего внимания превентивной дипломатии, расширение содержания принципов и развитии способности урегулирования конфликтов и кризисных ситуаций, а также миротворчества и постконфликтного восстановления; упрочнении безопасности и стабильности путем контроля над вооружениями, разоружения, развития мер доверия.
Концепция ОБСЕ в области безопасности получила дальнейшее развитие в принятом в 1994 году Кодексе поведения по военно-политическим аспектам безопасности. Кодекс разработал следующие положения:
· безопасность неделима, т.е. безопасность каждого государства неразрывно связана с безопасностью остальных. Участники обязались не укреплять свою безопасность за счет безопасности других.
· участники обязались немедленно консультироваться с государством, нуждающимся в помощи при осуществлении своего права на индивидуальную или коллективную безопасность.
· утвержден принцип, согласно которому вооруженные силы страны-участника должны поддерживаться на уровне, необходимом для осуществления индивидуальной или коллективной безопасности.
· подтверждены обязательства в области контроля, разоружения и усиления мер доверия и безопасности.
· принято обязательство стран не поддерживать и не терпеть силы, находящиеся вне контроля конституционной власти определенной страны.
Коллективная безопасность СНГ строится на основании норм Устава ООН и Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года. Этот договор носит сугубо оборонительный характер, открыт для государств, в нем заинтересованных и его поддерживающих.
Совет глав государств СНГ обязан в соответствии с Соглашением от 20 марта 1992года незамедлительно информировать ОБСЕ о решении проводить миротворческую деятельность.
Разоружение.
Договоры о запрещении ядерных испытаний. 5 августа 1963 года представителями СССР, США и Великобритании подписан договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Этот договор имел универсальный характер.
В июне 1996года был подписан Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Договором предусмотрен международный контроль и инспекции на местах, а также меры укрепления доверия.
Договор о нераспространении ядерного оружия подписан 1 июля 1968 года. В этом договоре определены позиции государств, обладающих ядерным оружием, и им не обладающих. Также говориться о прекращении гонки вооружений.
Договоры о демилитаризации отдельных территориальных пространств. (Запрещение оружия на определенных территориях). Сюда можно отнести: Договор об Антарктике 1956 года, Договор о космосе 1967 года и др.
Договоры об ограничении стратегических вооружений. Здесь наиболее важны советско-американские двусторонние договоры: Договор об ограничении систем противоракетной обороны от 26 мая 1972 года и дополнительный протокол к нему от 3 июля 1974 года, ОСВ-1, ОСВ-2, Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности от 8 декабря 1987года, Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений от 3 января 1993 года и др.
Конвенция о запрещении бактериологического и токсинного оружия. Женевский протокол 1925 года – это запрещение применения на войне удушливых, ядовитых или др. подобных газов и бактериологических средств. 10 апреля 1972 года была открыта для подписания Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении. Конвенция имеет универсальный характер и является бессрочной.
Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении – открыта для подписания в январе 1993 года. Каждый участник обязуется никогда, ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не приобретать, не накапливать и не сохранять химическое оружие и не передавать его прямо или косвенно кому бы то ни было. Все государства обязаны уничтожить уже имеющееся у них оружие.
Ограничение стратегических вооружений (ОСВ) является одним из основных направлений обеспечения международной безопасности. Основная роль в этом процессе изначально принадлежит двум супердержавам второй половины XX столетия – США и СССР.
В 1972 году между этими двумя странами были заключены соглашения ОСВ-1. Эти соглашения включали Договор об ограничении систем противоракетой обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений.
Договор о ПРО ограничил количество районов размещения противоракетных систем до двух в каждой стране. В 1974 году стороны подписали Протокол, ограничивающий число районов ПРО до одного.
Временное соглашение 1972 года ввело ограничения в отношении числа пусковых установок стратегических наземных и подводных баллистических ракет. Срок действия Соглашения ограничивался 5 годами, но по его истечению стороны заявили о том, что они будут соблюдать его положения и в дальнейшем.
В 1979 году был подписан Договор о об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2). Стороны периодически заявляли об отказе ратифицировать этот документ. В результате лишь в 1996 г.оду Договор был ратифицирован Сенатом США, и в 2000 году Государственной Думой РФ. Договор предусматривает ограничение каждой стороной числа своих стратегических ракет количеством в 2400 единиц, а также ограничение числа пусковых установок и тяжелых бомбардировщиков.
Другим важным договором на пути ограничения вооружений стал подписанный в 1987 году между СССР и США Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Договор предусмотрел ликвидацию целого класса ядерных вооружений, что является уникальным фактом в деле обеспечения международной безопасности.
В отношении обычных видов вооружений в Париже в 1990 году был подписан Договор об обычных вооруженных силах в Европе, подписанный. Им предусмотрено значительное сокращение наземных и воздушных сил. Ряд постановлений посвящен довольно активной инспекции.