Система коллективной безопасности – совокупность совместных мероприятий государств и международных организаций по предотвращению и устранению угрозы международному миру и безопасности и пресечению актов агрессии и других нарушений мира.
Системы коллективной безопасности:
1) Универсальная система коллективной безопасности (создается для планеты в целом; основывается на системе международных договоров, направленных на обеспечение международной безопасности для всех субъектов МП)
Универсальная система обеспечения международной безопасности сформирована в рамках ООН (главным органом является – СБ, которому дано право определять, существует ли в мире угроза агрессии, осуществляется ли она на деле, какие меры необходимо предпринять для сохранения мира и обеспечение международной безопасности).
СБ имеет право применить к агрессору комплекс мер, включая использование вооруженной силы, чтобы прекратить агрессию и создать условия для недопущения ее в будущем; применение этих мер возможно только при единстве всех государств – постоянных членов СБ ООН).
|
|
Меры универсальной системы коллективной безопасности (средства мирного разрешения международных споров; меры по обеспечению мира с использованием региональных организаций безопасности; временные меры по пресечению нарушений международного мира и безопасности; принудительные меры в отношении государств – нарушителей без использования вооруженных сил; принудительные меры в отношении государств – агрессоров с использованием вооруженных сил).
2) Региональные системы коллективной безопасности (создаются в соответствии с гл.VIII Устава ООН «Региональные соглашения», который не препятствует существованию региональных соглашений или органов для поддержания международного мира и безопасности, при условии, что такие соглашения или органы и их деятельность совместимы с целями и принципами ООН).
Государства, заключившие такие соглашения или составляющие такие органы, должны прилагать все усилия для достижения мирного разрешения местных споров с их помощью до передачи этих споров в СБ ООН.
Коллективная европейская безопасность в рамках ОБСЕ (начала формироваться в 1975 г., когда 33 европейских государства, а также США и Канада на высшем уровне подписали Заключительный акт СБСЕ).
Значение подписания Заключительного акта СБСЕ 1975 г.
1) Европа в XX в. была очагом двух мировых войн, унесших 55 млн. жизней (инициатор обеих войн – Германия после Второй мировой войны проводила политику реваншизма (стремилась к пересмотру итогов войны));
2) несмотря на политическое, экономическое, социальное, культурное развитие, Европа являлась одним из самых нестабильных регионов (противостояние Организации Варшавского договора и НАТО, складывающиеся порой на грани начала военных действий).
|
|
В рамках СБСЕ удалось договориться о мерах военного доверия между государствами двух блоков, снизить их военный потенциал.
ОБСЕ (членами являются 55 государств; состоялось 6 встреч на высшем уровне и 10 встреч на уровне министров иностранных дел – результатом стало принятие документов, в том числе в сфере обеспечения коллективной безопасности (пример: Хартия европейской безопасности 1999 – намечены пути, средства и методы обеспечения безопасности в Европе)).
Первая Ежегодная конференция ОБСЕ по обзору проблем в области безопасности 2003 (обмен мнениями по основным направлениям взаимодействия государств в областях борьбы с терроризмом, предотвращения конфликтов, миротворчества, контроля над вооружениями, мерам укрепления доверия и безопасности).
1) Договор об обычных вооруженных силах в Европе 1990 (устанавливает квоты на обычные вооружения в Европе для договаривающихся сторон):
а) ограничиваются танки, бронемашины, артиллерия, боевые самолеты, ударные вертолеты; некоторые ограничения касаются учебно-тренировочных самолетов, вертолетов обеспечения, транспортных вертолетов;
б) устанавливаются региональные уровни ограничения, предельные уровни вооружений для одного государства в составе каждого союза, национальные уровни ограничений вооружений СССР;
в) информационный и контрольный механизмы Договора включают оперативное отслеживание инспекциями изменений в количестве вооружений, структуре и дислокации обычных вооруженных сил.
2) Договор по открытому небу 1992 (позволяет государствам – участникам осуществлять взаимный контроль над действиями друг друга в сфере безопасности) (каждое государство имеет право проводить наблюдательные полеты над территорией любого государства – участника; для эффективности выполнения положений Договора учреждается Консультативная комиссия по открытому небу).
Коллективная европейская безопасность в рамках НАТО (Североатлантический договор 1949; членами являются 26 государств; цели – обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с целями и принципами Устава ООН).
НАТО имеет преимущество перед ОБСЕ (располагает мощными вооруженными силами, которые могут быть приведены в действие в случае угрозы безопасности государств – членов НАТО или возникновения регионов нестабильности в Европе).
Участники НАТО обязуются разрешать международные споры мирными средствами, чтобы не были поставлены под угрозу международный мир, безопасность и справедливость.
Новая стратегическая концепция НАТО принята в 1999 г. (провозглашается право НАТО на проведение военных операций за пределами территории стран – членов НАТО, причем в случае необходимости – без мандата ООН, ее СБ: обоснование агрессивной стратегии – будто бы права человека и нормы демократии более значимые категории, чем государственный суверенитет).
Коллективная безопасность в рамках СНГ (Договор о коллективной безопасности 1992).
В Совет коллективной безопасности входят главы государств СНГ и Главнокомандующий вооруженными силами государств – участников Договора (Совет устанавливает и предпринимает меры, которые найдет необходимыми для поддержания или восстановления мира и безопасности, о них немедленно извещается СБ ООН).
Объединенные вооруженные силы Содружества (выделены из вооруженных сил государств и оперативно подчинены Главному командованию ОВСС, но непосредственно подчиняются органам военного управления своих государств).
В случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности члены Содружества осуществляют взаимные консультации для принятия мер по устранению возникшей угрозы (решение об использовании вооруженных сил принимается Советом глав государств или заинтересованными членами СНГ).