Нелегальный рынок автотранспортных средств

Высокодоходным и быстроразвивающимся нелегальным рынком является сегодня и международный рынок краденных автомобилей. По прибыльности торговля украденными автомобилями занимает третье место после торговли наркотиками и оружием. Здесь сложились условия, прямо противоположные тем, которые существуют в области торговли наркотиками, т.е. автомобили похищаются из развитых промышленных государств и поставляются элите развивающихся стран или стран, находящихся на переходном этапе. Эта проблема является сегодня острой практический для всех развитых стран.

На территории Гонконга похищаются автомобили дорогих марок и быстро переправляются в Китай на чрезвычайно быстроходных катерах.

В Европе в период с 1989 по 1993 год число краж автомобилей почти утроилось. В 1993 году здесь было украдено приблизительно 2 миллиона машин и только половина из них была позднее обнаружена и возвращена законным владельцам. Доля похищенных автомобилей, которые находятся в постоянном розыске, в настоящее время превышает 40 процентов, т.е. можно сказать, что именно такое число автомобилей было угнано в другие страны.

В Германии положение с кражами автотранспорта резко изменилось в 1989 году, когда были открыты границы Восточной Европы и для краденных автомобилей появился новый рынок сбыта. Анализ информации показывает, что большинство похищенных в Германии машин находят своего покупателя в Восточной Европе, а так же в Северной Африке или государствах Персидского залива.

В последние годы в Германии отмечена новая тенденция: большее количество краж относится к дорогим моделям автомашин- Роrshe, Меrсеdes Веnz, ВМW, не старше трех-четырех лет. В считанные часы украденные машины вывозятся из Германии, наряду с автодорогами используется водный и воздушный транспорт. Широкое распространение получили кражи автомобилей, взятые на прокат. Эти машины перегоняются из Германии специальными курьерами. Часто машины похищаются в результате так называемой "договорной кражи"- владелец автомобиля инсценирует факт кражи, с целью получения страховой компенсации.

В США низкий показатель ареста, уголовного преследования и осуждения угонщиков автомобилей превращает этот вид преступности в процветающее дело, приносящее большие доходы при незначительном риске. Об этом свидетельствуют и результаты расследований, проведенных в принимающих странах: например, в одной из стран Карибского бассейна обследование, проведенное представителями различных правоохранительных органов, показало, что примерно один из каждых пяти автомобилей, находящихся в порту в ожидании таможенной очистки, имеет явные признаки того, что он был похищен и переправлен из Соединенных Штатов Америки. Для автомобилей стоимостью свыше 15 000 долл. США этот показатель увеличивается примерно до четырех из каждых пяти автомобилей.

Эта проблема носит серьезный характер и во многих африканских странах. С началом политических преобразований основным районом, куда угоняются похищенные автомобили, стала Восточная Европа. Польша является центральным перевалочным пунктом для их незаконного перегона. Из Польши автомобили перегоняются в республики Балтии или на Украину, в Российскую Федерацию, в район Кавказа или Казахстан. Главную роль в этой конкретной области транснациональной преступности стали играть болгарские и российские преступные группы.

Словакия стала транзитным государством для перегонки транспортных средств, украденных в Западной Европе. Растет число автомобильных краж и в самой Словакии. В 1993 году было украдено 96000 автомобилей, в основном это дорогие марки или автомашины, принадлежащие иностранцам. Через восточную границу машины перегоняются на Украину и далее.

Украденные в Западной Европе машины зарегистрированы практически во всех регионах России. Но особо выделяются регионы Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова и Краснодара.

Россия является не только импортером, но и экспортером угнанного авторанспорта. Ныне ежедневно на территории России в среднем регистрируется около 360 краж автомашин, совершаемых в основном устойчивыми преступными группами, имеющими широкие связи с криминалитетом различных регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.

Как показывает анализ, большинство хищений автотранспорта предпринимается с целью его продажи (60%), пятая часть (22%)-сбыта агрегатов и деталей, около 18%-для личного использования. В состав преступных групп преимущественно входят лица от 20 до 30 лет с привлечением нередко подростков. Кражи и угоны машин часто совершаются на парковках у жилых домов, на территориях торговых предприятий, различных ведомств, офисов.

Структура преступных сообществ, специализирующихся на угонах автотранспорта, базируется на строгом распределении обязанностей.

От угонщиков автомобиль поступает на контролируемые преступниками стоянки и гаражи, где квалифицированные мастера либо разбирают его на запчасти, либо перебивают номера кузова, шасси. Следующий этап - изготовление фальшивых документов.

Согласно милицейской статистике, наибольшее количество такого вида правонарушений отмечается в Приморском крае. Свердловской, Самарской, Тюменской и некоторых других областях, а также в Москве и Санкт-Петербурге.

Однако, несмотря на принимаемые меры по профилактике и пресечению хищений автотранспорта, острота данной проблемы не снижается. Раскрываемость такого вида преступлений во многих регионах остается невысокой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: