Методические указания для выполнения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность курса. При всей важности макроэкономического регулирования основой хозяйственного развития остаются территориальные ячейки. В связи с обострением территориальных проблем развития и усилением понимания того, что экономика государства представляет собой совокупность региональных хозяйств, растет потребность в региональных исследованиях и изучении их основ в высших учебных заведениях экономического профиля.

Региональная экономика – составная часть науки о регионе – регионалистике. Региональная экономика является мультидисциплинарной и использует инструментарий различных наук, в частности экономики, географии, математики, социологии, экологии и т.д.

Цель изучения курса – формирование у студентов знаний о закономерностях функционирования региональной экономики, интересов ее участников, ее новой роли в Российском государстве.

В курсе «Региональной экономики» изучаются две составляющие: экономические отношения, возникающие в процессе пространственных исследований, и хозяйство конкретных регионов как территориальных комплексов и одновременно как составных частей национальной экономики.

Задачи курса:

· раскрыть сущность закономерностей, причинно-следственных связей, которые предопределяют экономическую деятельность, поведение людей, их сообществ в процессе использования ими ограниченных ресурсов территории для достижения своих целей;

· показать особенности хозяйств регионов с позиции рыночной экономики, рассмотреть возможные варианты использования потенциала территории для достижения конкретных целей;

· проанализировать внутрирегиональные и межрегиональные взаимоотношения, как элемент территориального разделения труда и экономической интеграции на современном этапе развития;

· изучить содержание, методы анализа экономики региона в рыночных условиях

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

· теоретические основы и методы анализа региональной экономики;

· потенциал, структуру и тенденции развития хозяйственного комплекса региона;

· механизмы регулирования воспроизводственного процесса в регионах России.

Студент должен уметь:

· анализировать конкретные экономические ситуации в разных регионах страны;

· оценивать варианты функционирования региональной политики государства и регионов;

· составлять эскизы прогноза социально-экономического развития территории.

Изучение курса «Региональная экономика» базируется на знаниях теоретического и практического материала таких учебных дисциплин: «Экономика», «Мировая экономика», «Макроэкономика», «Экономика России» и другие.

Методические указания для выполнения

Контрольных работ

Целью контрольной работы по учебному курсу является самостоятельное творческое изложение содержания выбранных заданий.

Примерный объем контрольной работы 25 страниц рукописного или машинописного текста, формат А-4. Контрольная работа должна быть представлена на проверку до начала экзаменационной сессии не менее чем за 10 дней. Без зачтённой контрольной работы студент к экзаменационной сессии не допускается.

На титульном листе указывается: наименование учебного заведения, институт, факультет, курс, группа, Имя, Отчество и Фамилия студента (образец оформления Приложение 5).

Контрольная работа состоит из заданий, которые оформляются в Оглавление работы (образец оформления Приложение 6). В конце работы приводится список использованной литературы, который должен содержать не менее 5 источников (образец оформления Приложение 7). Работы авторов следуют в алфавитном порядке, с точным названием книги или статьи, места и года издания, издательство или номер журнала, страницы. Работа иллюстрируется наглядностью в виде таблиц и рисунков (графики, диаграммы, схемы) (образец оформления Приложение 8). Наглядность размещается в тексте по ходу изложения материала с обязательной ссылкой внизу страницы на источники информации с указанием страницы. При написании контрольной работы следует обязательно использовать данные статистических сборников, современную информацию.

Контрольная работа выполняется по единому плану и включает три задания.

Задание 1 – раскрыть содержание одного из теоретических понятий учебной дисциплины. Выбор теоретического понятия осуществляется из Приложения 1 по последней цифре номера зачетной книжки.

Задание 2 – определить промышленную специализацию экономического района (одного из 11) и дать ее обоснование. Экономический район для расчета специализации выбирается по Приложению 2, по списку группы в алфавитном порядке. Расчеты проводятся по определённой методике по прилагаемой таблице (Приложение 3). Для определения специализации экономического района применяется формула: Ил = Р10, где Ил индекс локализации (означает степень концентрации данного производства на данной территории), Р1 – удельный вес отрасли промышленности в промышленном производстве района; Р0 - удельный вес отрасли промышленности в промышленном производстве страны. При расчётах Ил может иметь значение > 1, = 1, < 1. Правило определение отраслей специализации следующее: при значении Ил > или= 1 отрасль промышленности относится к отраслям специализации. Под обоснованием специализации района понимается оценка факторов развития промышленного производства района, т.е. оценка возможностей развития данных отраслей специализации в данном районе. Проанализировать изменение промышленной специализации экономического района. Отразить размещение выявленных отраслей специализации на картосхеме района.

Задание 3 – раскрыть содержание темы реферата. Выбор темы реферата осуществляется из Приложения 4 по последней цифре номера зачетной книжки. Содержание реферата должно быть отражено на картосхеме. Для наглядного отражения информации необходимо использовать статистические данные, которые нужно представить в работе в виде таблиц, диаграмм, графиков, схем. Для всех статистических данных необходимо указать источник информации, из которого взяты эти данные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: