Особенности управления инновационной деятельностью

В последние годы произошли значительные изменения в деятельности, поведении и философии корпорации. Ее задачей теперь становится координация разнородных видов деятельности, имеющих выходы на различные товарные рынки. Сама корпорация становится средоточием связи многих рынков и заинтересованности влиятельных групп.

Это потребовало пересмотра подходов к принципам и функциям менеджмента. Например, в центре внимания менеджера находятся ключевые факторы успеха компании, формирование преимуществ в конкурентной борьбе, характеристика влияния внешних и внутренних факторов среды на стратегическое положение компании.

Стратегическое планирование и управление деятельностью компании становятся центральным направлением современного менеджмента. Деловые стратегии крупной корпорации, основанные на функциональных и операционных составляющих, оказываются недостаточными.

Для многопрофильной диверсифицированной компании важной функцией менеджмента представляется теперь выстраивание стратегической пирамиды и разработка стратегий на четырех различных организационных уровнях (45]:

1. Корпоративная стратегия (для компаний и всех сфер ее деятельности в целом),

2. Деловая стратегия (для zaxporo вида деятельности компании).

3. Функциональная стратегия (для каждого функционального

направления, определенной сферы деятельности). 4. Операционная стратегия (более узкая стратегия для основных структурных единиц). Она разрабатывается внутри функциональных направлений.

Пирамида разработки стратегии корпорации представлена на рис.

Для моноотраслевых компаний существуют только нижние уровни стратегии и стратегических действий.

Рис. 5.1. Пирамида разработки стратегии

Изменение характера экономического развития потребовало создания новой парадигмы управления, все большее значение получают типы поведения предприятия, направленные на достижения. Организация рассматривается как открытая система, ориентированная на внезапные и резкие изменения во внешней и внутренней среде (в технологиях, рынках, поведении конкурентов, социально-политическом и экономическом окружении). Меняются механизмы, структуры, методы и подходы менеджмента. Значительные изменения происходят в понимании процесса управления. Процессуальный подход, логика организации и координации в менеджменте также видоизменяются. В процессе управления обязательны своевременная реакция на изменения в окружающей среде, четкая корреляция усилий и вознаграждения, установление долевого участия работников в прибыли, непосредственное участие менеджера в работе групп на всех этапах, а также четкое видение организации и ее будущего.

В таком подходе "процесс управления представляется как совокупность циклических действий он жестко привязан к процессу производства и образует "непрерывность циклически повторяющихся процессов принятия решений, связанных с выполнением управленческих функций" [37).

Ускорение темпов научно-технического прогресса в последнее десятилетие, интернационализация и глобализация процессов в мировой экономике обусловили значительное повышение динамичности и изменчивости условий хозяйственной деятельности. Решающим фактором выживания и эффективного функционирования компаний стала способность работать в следующих условиях:

быстрое и резкое изменение социально-экономической, политической, правовой среды;

множественные изменения рыночной конъюнктуры и рыночной ситуации;

высокая неопределенность внешних и внутренних процессов;

повышенный коммерческий, финансовый, кредитный, предпринимательский риск;

потребность в значительных объемах внешней информации; высокая изменчивость технологий производства;

резкое снижение детерминированности процессов производства и управления;

множественность источников информации, альтернативность решений и вариантов технологического обновления;

расширяющееся разнообразие новых товаров и услуг в сочетании с уникальностью и мало серийностью;

изменение требований к квалификации и качеству труда работников;

усиление индивидуализма, повышение уровня притязаний и нонконформизма персонала.

Изменение моделей экономического роста, вовлечение все большего числа стран, компаний и производств в инновационное развитие значительно видоизменяют функции и методы менеджмента, соотношение между его составляющими. Так, общий инновационный менеджмент включает:

нормативный менеджмент, нацеленный на разработку философии, инновационной политики и общих стратегических намерений;

стратегический менеджмент, занятый выработкой стратегий и ихреализацией;

оперативный менеджмент, связанный с практическим осуществлением мероприятий по управлению инновационной деятельностью.

Соотношение между этими видами менеджмента непостоянно и носит ситуационный характер.

Инновационная деятельность как объект управления характеризуется рядом параметров, управление которыми вызывает большие сложности. Например, функции менеджера направлены на поддержание достигнутого состояния системы, приобретение ею нового качественного состояния и достижение баланса между элементами. Инновационные системы имеют три вида параметров: состояния, управления и возмущающие параметры. Менеджер для поддержания достигнутого уровня системы опирается на параметры состояния. Даже эти сравнительно простые параметры имеют свою специфику в отношении инновационной деятельности. Они характеризуют неравновесность процессов, различную скорость процессов на разных стадиях, неравномерность течения процессов, изменчивость показателей структуры процесса, сложные переплетения пространственно-временных и причинно-следственных связей.

Задачи менеджера при выработке параметров управления еще сложнее. Параметры управления должны быть рассчитаны на управление неравновесными системами с асинхронным уровнем распространения информации, инвестиционных ресурсов, накопленного технологического опыта и пр. Рыночный спрос на инновации также имеет асинхронный характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: