Роль функционального управления в инновационной деятельности

Анализ стратегии большинства промышленных компаний свидетельствует о том, что продуманная система обновления производства, основанная на использовании эффекта разнообразия, является основным направлением развития производства. Монопродуктовая, моноотраслевая, основанная на крупносерийном производстве стратегия фирмы фактически не обеспечивает высокой конкурентов способности продукции и требуемую норму доходности.

Однако не следует забывать, что модель обновления для каждой фирмы имеет сугубо индивидуальный характер и является результатом тщательного анализа внутрифирменных возможностей. Выбрать оптимальную модель обновления, учитывающую специфику и возможности фирмы и ориентированную на удовлетворение всего многообразия потребностей рынка, способен только сам производитель.

Стратегия обновления, рассчитанная на долгосрочный период, должна быть основана на деловой стратегии фирмы, которая обеспечивает необходимую концентрацию материальных, человеческих и финансовых ресурсов. Деловая стратегия фирмы ориентирована на использование заделов научных подразделений, накопленного фирмой опыта рационализации, усовершенствования приемов, ноу - хау. Она направлена в первую очередь на удовлетворение потребностей рынка на основе создания разнообразных многофункциональных товаров и услуг, и при этом не подвергается дестабилизирующему влиянию краткосрочных колебаний конъюнктуры и спроса. Поэтому в центре внимания фирмы находятся функциональные подразделения НИОКР, производства и маркетинга.

При внедрении новшеств фирмы широко используют преимущества, связанные с внутренней организацией и управлением. С одной стороны, фирма предстает как объединение достаточно самостоятельных функциональных подсистем и подразделений, которые могут действовать относительно независимо друг от друга. С другой стороны, важнейшей целью фирмы является оптимальное функционирование всех звеньев единой целостной системы. Для этого фирма использует широкий набор организационно-управленческих методов, обеспечивающих консолидацию действий функциональных подразделений, объединение всех ресурсов и усилий, направленных на реализацию общекорпоративной стратегии. С этой точки зрения важнейшим воплощением целей и реализации деловой стратегии служит функциональная стратегия фирмы.

Фактически в базовой функциональной стратегии сочетаются, принципы централизованного и конкурентного рыночного начал, обеспечивающие успешное функционирование компаний в рыночной экономике.

Известно, что в рыночной экономике деловая стратегия включает любые целесообразные действия для достижения стабильного конкурентного преимущества компании. Успешная деловая стратегия нацелена на достижение высокого профессионализма и качества работы в основных сферах деятельности фирмы.

Профессионализм и качество работы в первую очередь относятся к научным разработкам, совершенству технологического процесса, высокой эффективности маркетинга, сервисного обслуживания, т.е. всему, что связано с конкурентоспособностью производства. Профессионализм и эффективность таких функциональных подразделений — главное достоинство фирмы, так как именно они представляют собой сплав специфического опыта работы, приобретенных навыков и знаний персонала, уникальных свойств продукции, которыми не обладают конкуренты.

Стратегические действия необходимы в каждой функциональной сфере деятельности — они призваны поддержать конкурентоспособность компании и общую деловую стратегию. Управление деловой стратегией направлено на объединение стратегических усилий в различных функциональных подразделениях компании (НИОКР, производство, обеспечение ресурсами и закупки, финансы, персонал, маркетинг и пр.).

Главная ответственность за реализацию деловой стратегии ложится на менеджеров, отвечающих за работу этих подразделений: Деловая стратегия распространяется на планирование и координацию работ по внедрению стратегических замыслов обновления производства. Это относится к расширению проблематики и увеличению расходов на НИОКР в перспективных областях, внедрению новых технологий и модернизации оборудования, формированию перспективных инновационных проектов, поискам инвесторов и новых источников финансирования. Деловая стратегия требует ситуационных и имитационных подходов, Каждая фирма имеет различные деловые стратегии в инновационной деятельности, что объясняется неповторимостью решений, неожиданностью возникающих ситуаций и различным типом реакции инновационного менеджера на изменяющуюся внешнюю и внутреннюю среду.

Функциональная стратегия относится к управленческому плану действий отдельного подразделения, функциональных подсистем или ключевого функционального направления внутри фирмы, а также к реализации мероприятий по управлению текущей и основной деятельностью всех функциональных подразделений. Фактически это означает, что крупной компании необходимо иметь столько функциональных стратегий, сколько у нее направлений деятельности.

Разумеется, функциональная стратегия, будучи более узкой по сравнению с деловой стратегией и являясь ее составляющей, направлена на конкретизацию целей и создание ориентиров.

Функциональная стратегия конкретизирует детали в общем плане развития компании, активно поддерживает общую деловую стратегию и все мероприятия для создания высокого конкурентного статуса компании, Задачи и практические шаги по обеспечению управления подразделениями или направлениями бизнеса осуществляют руководители подразделений в рамках функциональной стратегии.

Для успешной реализации общекорпоративной стратегии необходимо координировать функциональные стратегии. Они должны быть увязаны на разных уровнях в последовательную систему управления. Для этого необходим процесс гармонизация целей, стратегий и управленческих решений на разных уровнях и между хозяйственными подразделениями и функциональными единицами.

Согласование функциональных стратегий является сложным процессом, где особенно важны ответственность менеджера, достижение консенсуса, консолидация усилий всех менеджеров и пр. Разработка стратегии и мероприятий по ее реализации осуществляется в системе иерархических связей фирмы с учетом взаимного влияния верхних и нижних уровней управления [45].

Место функциональных и операционных стратегий в пирамиде создания корпоративной стратегии представлено на рис. 5.2.

Рис. 5.2. Взаимосвязь целей и стратегий в пирамиде создания стратегии

Операционная стратегия относится к еще более низкому уровню иерархии, она основана на разработке конкретных подходов и мероприятий по управлению ключевыми организационными звеньями. Операционная стратегия является основанием пирамиды кор поративной стратегии и направлена на обеспечение выполнения стратегически важных оперативных задач (покупка материалов, организация опытных испытаний новшеств, рекламной кампании и т.д.).

Зачастую от операционных стратегий нижнего уровня и функциональных стратегий среднего уровня и методов их реализации зависит успех компании в целом.

Для осуществления инновационной деятельности фирме необходимо определить ключевые функциональные подсистемы, разработать их стратегические и тактические цели, задачи и мероприятия по их осуществлению.

Инновационная деятельность главных функциональных подсистем сосредоточена на решении следующих задач:

проведении научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, лабораторных исследований, изготовлении лабораторных образцов новой продукции, новых конструкций и изделий;

подборе новых видов сырья, материалов для изготовления новшества;

разработке новых технологий, ноу-хау и создании на их основе технологического процесса производства новой продукции;

проектировании, изготовлении, испытании и освоении образцов новой техники, машин, механизмов, приборов;

проектировании, планировании, внедрении новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;

подготовке, обучении, переквалификации и подборе персонала; информационном обеспечении инновационной деятельности;

проведении работ или приобретении необходимой документации по оформлению патентов, лицензий, ноу-хау, технологических регламентов, испытательных методик и т.д.;

организации и проведении маркетинговых исследований и организации каналов сбыта инноваций;

организации опытного производства и освоении новшества; технологической подготовке производства и внедрении новшества;

производстве и реализации новых продуктов, изделий. Функциональные подсистемы предприятия, их стратегические и тактические цели по разработке, производству и реализации ин- новаций представлены в табл. 5.1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: