Источники и формы финансирования инноваций

Успех инновационной деятельности в значительной степени определяется формами ее организации и способами финансовой поддержки. По мере того как новые научные разработки и технологии становятся основополагающими составляющими национальной силы государства, развитые страны находят разнообразные возможности для поддержки и развития инноваций. При этом ширится разнообразие методов финансирования инновационной деятельности и спектр мероприятий по косвенной поддержке инноваций.

Развитые страны черпают финансовые ресурсы для инновационной деятельности как из государственных, так и из частных источников: для большинства стран Западной Европы и США характерно равное распределение финансовых ресурсов для НИОКР между государственным и частным капиталом.

Известно, что научный потенциал определяется в первую очередь фундаментальными исследованиями наук, объемами инвестиций на развитие научных исследований, а также числом патентов и лицензий, вкладом в мировую научную литературу и проч. Расходы на НИР в ведущих индустриальных странах составляют около 3% ВНП. Так, общий объем финансирования исследовательских разработок в США в 1998 г. составил около 200 млрд. долл., а в остальных странах "большой семерки" — менее 200 млрд. долл.

Интересно вспомнить, что в бывшем СССР в конце 1980-х годов расходы на НИОКР составляли 5,5% национального дохода.

Многообразие форм сотрудничества частного, государственного и иностранного капитала продолжает расширяться.

Сегодняшнее состояние инновационной деятельности и инвестиционного климата в России не соответствует требованиям цивилизованного развития экономики. Сужающиеся возможности государственного сектора в финансировании научных исследований и разработок, нехватка собственных средств у предприятий не восполняются притоком частных инвестиций. При этом объем валовых чистых инвестиций в России к 1999 г. уменьшился в 6 раз по сравнению с уровнем 1990 г.

Развитие инновационной деятельности возможно только на основе развитой системы финансирования. В экономике рыночного muna субъектами финансирования выступают самостоятельные предприятия, промышленные компании, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного управления, частные лица и т.д.

Все они в той или иной форме участвуют в воспроизводственном процессе и опосредованно способствуют развитию инновационной деятельности. Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования, на гибкость и динамичность отдельных элементов системы и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их последующей коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности.

Для этого необходимо выдержать два главных условия: активизировать государственную инновационную, научно-техническую и промышленную политику и готовность российских предпринимателей перейти к активному инвестиционному развитию.

Система финансирования инновационной деятельности представляет собой сложное переплетение форм и источников, различающихся по виду собственности, степени централизации, а также по уровням собственников и формам финансирования. До 1991 г. финансирование инновационной деятельности базировалось в России в основном на бюджетных ассигнованиях. В настоящее время принята следующая классификация источников финансирования инноваций [47].

По видам собственности источники финансирования делятся на:

государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций, имущество государственной собственности);

инвестиционные, в том числе финансовые, ресурсы хозяйствующих субъектов коммерческого и некоммерческого характера, а также общественных организаций, физических лиц и т.д.

Этоинвестиционные ресурсы коллективных инвесторов, в том числе страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов. Сюда же относятся собственные средства предприятий, а также кредитные ресурсы коммерческих банков, прочих кредитных организаций и специально уполномоченных правительством инвестиционных банков.

На уровне государства и субъектов Федерации источниками финансирования являются:

собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов,

привлеченные средства государственной кредитно-банковской и страховой систем,

заемные средства в виде внешнего (международных заимствований) и внутреннего долга государства (государственных облигационных, долговых и прочих займов).

На уровне предприятия источниками финансирования являются: собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, страховые возмещения, иммобилизованные излишки нематериальных активов, основных и оборотных средств и т.д.);

привлеченные средства, полученные от продажи акций, а также взносы, целевые поступления и пр.;

заемные средства в виде бюджетных, банковских и коммерческих кредитов на различной основе.

Важным, финансовым источником различных форм инновационной деятельности являются бюджетные ассигнования, за счет которых выполняются целевые комплексные программы, государственные приоритетные проекты. Бюджетные ассигнования формируют российский фонд фундаментальных исследований, а также на долевой основе финансируют федеральный фонд производственных инноваций и пр. По данным Министерства финансов РФ, объем средств, направляемых на развитие науки и техники с 1995 по 1999 г. составлял 4;4% всех расходов республиканского бюджета, что составило в 1999 г. 860 млн. долл.

Система бюджетного финансирования инновационной сферы представлена на рис. 10.1*.

Финансовый механизм реализации государственной инновационной: политики должен представлять собой систему ресурсного обеспечения всего инновационного цикла.

Предлагаемая рядом авторов концепция финансового механизма характеризуется, во-первых, целевой ориентацией на сочетание прямого госбюджетного финансирования инновационных программ и проектов с финансовой поддержкой отдельных научных организаций, во-вторых, множественностью источников финансирования, когда наряду с бюджетными ассигнованиями участвуют внебюджетные источники, в том числе средства финансово-промышленных групп, коммерческих банков, объединений, организаций и других хозяйствующих субъектов.

Особое значение в рамках такого механизма приобретает усиление роли государственного заказа как одного из главных инструментов государственной инновационной политики. Объектом целевого государственного финансирования должны стать федеральные инновационные и государственные научно-технические программы. Их основное содержание составляют отобранные по конкурсу проекты.

Рис.10.1 Система бюджетного финансирования инновационной сферы

В условиях перехода к рыночной экономике в проблеме поиска инвестиционных и финансовых ресурсов решающую роль должны играть рынки капиталов и инноваций. Рынок новшеств формируют научные организации, вузы, предприятия инновационного бизнеса, различные объединения научных работников, научные подразделения промышленных фирм, новаторы.

Исходным условием возникновения полноценного инновационного рынка является устойчивое функционирование цепочки; рыночный спрос — рост производства — спрос на инновации. Вместе с тем необходимо в короткие сроки завершить создание организационно-правовой базы инновационного рынка, прежде всего в части защиты интеллектуальной собственности и формирования инфраструктуры.

Эффективное функционирование инновационного рынка предполагает обеспечение конкурентной среды и активное противодействие монополизму в науке.

Важная роль отводится становлению малого инновационного бизнеса, который является серьезным фактором ускорения НТП благодаря созданию реальной конкуренции в инновационной сфере. Кроме того, развитие малых инновационных предприятий способствует эффективному использованию квалифицированных научно-технических кадров, а также более полному использованию научно-производственной инфраструктуры за счет коммерциализации законченных разработок, аренды, лизинга и других рыночных инструментов.

С развитием рыночных отношений складываются реальные условия для создания фондов рискового (венчурного) капитала как наиболее адекватного специфике инновационного предпринимательства. Ключевую роль здесь должны сыграть инновационные фонды, которые начиная с 1989 г. создаются при значительной государственной поддержке.

Трудности привлечения внешних источников финансирования заставляют предприятия ориентироваться на прибыль от основной и непрофильной деятельности. Помимо прибыли важнейшим источником собственных средств предприятий являются амортизационные отчисления, которые в 1998 г. составили почти 60% общей суммы финансирования капитальных вложений промышленных предприятий. Нельзя забывать, что амортизационная политика государства создала условия для простого воспроизводства основных фондов только на стабильно работающих предприятиях. Даже на таких производствах не были созданы условия для расширения и модернизации производства, внедрения новшеств.

Уменьшилось значение амортизационных отчислений как источника финансового обеспечения инноваций, направленных на обновление производственного аппарата и повышение технического уровня производства. Наряду с переоценкой основных фондов необходимо более широко использовать методы ускоренной амортизации их активной части, ввести специальный режим хранения и расходования амортизационного фонда, индексирования амортизационных отчислений в соответствии с темпами инфляции.

Собственные средства промышленных предприятий в 1998 г. составляли 77% всех источников финансирования капитальных вложений, привлеченные средства из различных источников — 23%.

Структура источников финансирования капиталовложений в @ промышленности в 1998 г. представлена в табл. 10.1.

Таблица 10.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: