1. Что такое семейный бюджет?
2. Что относится к натуральным доходам?
3. Какие типы семейного бюджета существуют?
4. Что такое страхование?
5. Функции страхования и виды страхования – это одно и то же?
6. Что значит имущественное страхование?
7. Какие формы страхования бывают?
8. Неуплата страховых взносов ведет к:
а) прекращению договора;
б) пролонгации договора;
в) штрафам;
9. Кого называют рациональным потребителем?
Тема №3
Рыночная экономика
- Рыночный механизм. Рыночное равновесие.
- Экономика фирмы: цели, организационные формы.
- Производство.
- Производительность труда.
- Издержки производства. Выручка.
- Ценные бумаги
Исторический опыт подсказывает, что рыночная организация экономики оказалась наиболее эффективной прежде всего потому, что она требует наименьших издержек при решении основных проблем экономики. Её преимуществами, в сравнении с командной, являются:
- свобода выбора потребителей и производителей;
- отсутствие хронического дефицита;
- создание стимулов к труду;
- эффективное распределение ресурсов в соответствии с потребностями общества.
Но даже «идеальному» рынку присущи негативные черты:
- инфляция, безработица, цикличность производства;
- неравенство в доходах;
- ориентация на индивидуальные, а не общественные потребности;
- низкая способность к сохранению невоспроизводимых ресурсов, охране окружающей среды;
- монополизация рынка;
Для того, что бы снижать негатив, необходимо государственное регулирование. К основным функциям государства относятся:
- обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса;
- защита конкуренции;
- система прогрессивного налогообложения;
- контроль и регулирование уровня занятности, цен, темпов роста;
- финансирование производства необходимых населению товаров и услуг.
Особенность рыночного механизма такова, что он автоматически поддерживает рыночное равновесие: взаимодействие спроса и предложения корректирует цену до такого уровня, при котором величина спроса и величина предложения совпадают.
Если рынок находится в равновесии, потребитель имеет возможность купить больше товара по более низкой цене, т.е. рыночное равновесие приводит к возникновению излишка потребителя представляющего собой разность между максимальной ценой, которую покупатель готов заплатить, и той ценой, которую он заплатил (равновесной ценой).
Основным фактором, определяющим спрос потребителя, является цена. Между ценой и спросом имеется обратная зависимость. Кроме цен на спрос влияют:
- предпочтение покупателей, их доходы;
- цены других продавцов на аналогичные или другие товары;
Степень изменения спроса под влиянием изменения факторов спроса называют эластичностью, которая измеряется коэффициентом эластичности.
Предложение тоже зависит от цены. Между ними существует прямая зависимость. Важный не ценовый фактор, влияющий на предложение – издержки производства. Степень изменения предложения при изменении цены измеряется коэффициентом эластичности предложения. Эластичность предложения зависит от времени, которое есть у производителя, чтобы отреагировать на изменение цены. Рыночное равновесие – такая ситуация на рынке, при которой спрос равен предложению. Цена, при которой достигается рыночное равновесие, называется ценой рыночного равновесия.
Среди трех основных хозяйствующих субъектов рыночной экономики: государство, предприятие, домохозяйство именно предприятиям отводится главенствующая роль.
Предприятие – это обособленный хозяйствующий субъект, где происходит соединения факторов производства для изготовления продукции и оказания услуг с целью получения прибыли.
Основополагающими признаками для классификации хозяйствующих субъектов являются: форма собственности и организационно-правовая форма под которой подразумевается комплекс юридических, правовых, хозяйственных норм, определяющих характер, условия и способы формирования отношений между собственниками предприятия, а также между предприятиями и другими хозяйствующими субъектами и органами государственной власти.
Преобладающей формой в рыночной экономике является фирма – т.е. объединение предпринимателей, которое функционирует как разного рода товарищества:
- Полное товарищество (Товарищество с неограниченной ответственностью)
- Товарищество с ограниченной ответственностью – отвечает по своим обязательствам лишь в пределах заявленного имущества;
- Коммандитное (на вере) товарищество включает действительных членов и членов-вкладчиков.
Основными целями фирмы как правило являются:
- занять лидирующее положение в отрасли;
- повысить прибыльность своих операций;
- завоевать или удержать большую часть рынка;
- добиться повышения качества своего товара;
Миссией называют общую цель, вызывающую у работников совместные устремления к чему-то.
При формировании целей обязательно проводится анализ среды существования, что представляет собой процесс определения важнейших элементов внутренней и внешней среды, которая оказывает влияние на деятельность фирмы, на процесс производства продукции.
Производство – это процесс создания разных видов экономического продукта.
Различают следующие типы производства:
- единичное;
- серийное;
- массовое;
Единичное - характеризуется широким ассортиментом продукции и малым объемом выпуска одинаковых изделий.
Серийное - характеризуется производством ограниченного ассортимента.
Массовое - характеризуется выпуском отдельных видов продукции в больших количествах на узкоспециализированных рабочих местах, на протяжении длительного времени.
Категории производства:
- сельскохозяйственное;
- промышленное;
Современное производство включает в себя не только материальную сферу, но и социальную: образование, культуру и т.д.
Постоянно повторяющийся процесс производства называется общественным воспроизводством, стадиями которого является:
- производство;
- распределение;
- обмен;
- потребление.
К факторам производства принято относить:
- труд;
- землю;
- капитал;
- предпринимательскую деятельность;
Производство включает две стороны:
1. Производительные силы, т.е. совокупность средств производства и людей, которые их используют, обладая рабочей силой (способностью к труду);
2. Производственные отношения, которые характеризуют взаимодействие людей в процессе производства;
Единство производительных сил и производственных отношений составляют способ производства материальных благ, который определяет характер общества.
Результатом производства является экономический продукт (продукция или изделия, товар, работа, услуга), выпуск которого существенно зависит от уровня производительности труда.
Производительность труда – это способность производить определенное количество материальных благ или услуг в единицу времени.
Уровень производительности труда характеризуется показателями выработки (объем или количество произведенной продукции в единицу времени) и трудоемкости (время, затраченное на производство продукции).
На уровень производительности труда оказывают влияние огромное количество факторов, которые объединяют в следующие группы:
- организационные;
- материально-технические;
- социально-экономические;
- факторы, зависящие от изменения объема или структуры производства.
Издержками производствами называют затраты не производство продукции в течение определенного периода.
Выручкой называется количество денежных средств или благ, получаемое компанией за определенный период её деятельности, за счет продажи товаров и услуг.
Ценная бумага – это особая форма существования капитала наряду с его существованием в денежной, производительной и товарной формах. Суть её состоит в том, что у владельца капитала сам капитал отсутствует, но имеются все права на него, которые зафиксированы в форме ценной бумаги.
Ценная бумага выполняет ряд общественно значимых функций:
- перераспределяет денежные средства между отраслями экономики, странами, слоями населения, населением и государством и т.д.
- обеспечивает получение дохода на капитал и (или) возврат самого капитала;
- предоставляет определенные дополнительные права её владельцам, помимо права на капитал;
и другие.
Главное свойство ценной бумаги – (ликвидность) возможность обмена на деньги в различных формах: путем погашения, купли-продажи, возврата эмитенту, переуступки и т.д.
Развитие рыночных отношений привело к появлению новой формы существования ценной бумаги – безбумажной (бездокументарной) форме. Это отражено в Гражданском Кодексе РФ. Виды ценных бумаг: акция, облигация, вексель, опцион, депозитарная расписка, чек и некоторые другие. Виды акций: именные, винкулированные, основные, привилегированные, акции на предъявителя, акции без номинальной стоимости.
Самым безопасным вложением средств на фондовом рынке является вложение в облигации, хотя оно приносит небольшой доход.
Виды облигаций:
1. По эмитентам:
- государственные;
- муниципальные;
- корпоративные;
- облигации иностранных заемщиков
2. По типу дохода:
- дисконтная (бескупонная);
- облигации с фиксированной процентной ставкой;
- с плавающей процентной ставкой
3. По конвертируемости:
- конвертируемые;
- неконвертируемые.






