Экономика и Экономическая наука

Введение

Изучение экономики, экономической теории дает представление об экономической жизни общества, формирует экономический образ мышления, необходимый для понимания сути различных хозяйственных процессов и явлений.

В ходе изучения дисциплины «Основы экономики» студены должны научиться разбираться в определениях «Экономика», «Экономика организации», «Мировая экономика». Должны понимать, экономика – это самостоятельно существующее явление, имеющее естественное происхождение, или это «производная» от деятельности человека. В результате изучения они должны понимать, как возникла «экономика». Является ли она необходимым атрибутом развития человечества или общество произвольно её конструирует?

Поэтому кратко и однозначно невозможно ответить на вопрос: «Что такое экономика?». Для того, чтобы изучение было успешным и эффективным, студенты должны различать понятия «Экономическая наука» и «Экономические отношения».

То, что мы называем «Экономические отношения» возникло на нашей планете с появлением человека. Экономические отношения – это экономическое явление. Экономическая наука изучает отношения людей в процессе производства и взаимоотношения в обществе в целом. Кроме того, взаимоотношения человека с окружающей природой также играют огромную роль в экономике.

Студенты Восточно-Сибирского техникума туризма и сервиса, как будущие специалисты сферы услуг, должны четко представлять себе, что такое услуга. Ведь сегодня не существует общепринятого определения услуги. Тем не менее, в экономической науке сложилось общее представление о сервисной деятельности, обслуживающих отраслях и в целом о сфере услуг.

Данное методическое пособие разработано с целью помочь студентам очного и заочного отделения ВСТ ТС освоению основ экономической теории. Изложение материала построено в соответствии с программой изучения дисциплины. Информация представлена тезисно, кратко по темам: 1) Экономика и экономическая наука, 2) Семейный бюджет, 3) Рыночная экономика, 4) Труд и заработная плата, 5) Банки и деньги, 6) Государство и экономика, 7) Международная экономика.

Тема №1

Экономика и Экономическая наука

- Зарождение и развитие экономической науки.

- Потребности и блага.

- Основные экономические проблемы.

- Типы экономических систем.

- Собственность.

- Конкуренция.

- Экономическая свобода.

- Экономические цели.

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира. До наших дней дошли учения Платона, Аристотеля, Ксенофонта.

Но ещё раньше, в древней Индии (IV-III в. До н. э.) в законах Ману отмечалось значение общественного разделения труда, отношений господства и подчинения.

Первая школа экономической теории называется «Меркантилизм» (от Итальянского – «Мерканте» - торговец, купец) одним из известнейших представителей данной школы является Томас Ман (Мен) (1571-1641 г.).

Активную меркантилистскую политику в России проводил Петр I. Основная идея меркантилистов заключалась в следующем: государство должно контролировать внешнюю торговлю, что бы обеспечить приток в страну золота и серебра. Государство должно проводить политику протекционизма – т.е. защиту национального товаропроизводителя, в частности, устанавливать высокие таможенные пошлины на импортируемые товары, стимулировать экспорт своей продукции.

Меркантилизм «захватил» многие страны Европы. Продлился с XVI-XVIII в.

Следующим учением стала школа физиократов (Физиократия (с греч.) - природовластие).

Наиболее известным представителем школы является Франсуа Кенэ (1694-1774). Это учение возникло как реакция на меркантилизм, т.е. государство должно обращать внимание не на внешнюю торговлю, а на развитие земледелия.

С конца XVIII и до конца XIX в. Господствующей школой в экономической науке стала Классическая политическая экономия. Наиболее известными представителями этого учения стали: Адам Смит (1723-1790 г.), Давид Рикардо (1772-1823 г.) которые утверждали, что в основе экономических явлений лежит трудовая теория стоимости. Стоимость товара создается трудом, независимо от отрасли производства, рост богатства страны зависит от роста производительности труда, а она, в свою очередь, во многом зависит от разделения труда и его специализации. Классики политической экономии придерживались определенной системы общих предпосылок. Главными из них были концепция «Экономического человека» и экономический либерализм (экономическая свобода). Они рассматривали человека только с точки зрения экономической деятельности, где есть единственный стимул поведения – стремление к собственной выгоде. А религия, нравственность, традиции, культура в расчет не берутся.

В основе идеи экономического либерализма лежало представление, что экономические законы действуют подобно законам природы, в обществе стихийно, сама по себе, устанавливается «Естественная гармония». Государство не должно вмешиваться в экономику, торговля должна быть свободной, без ограничений экспорта и импорта. Такая политика называется фритредерство.

С середины XIX в. действует школа под названием «Марксизм», по имени основателя Карла Маркса (1818-1883). Главным трудом Карла Маркса был «Капитал». Он настаивал, что определяющей ролью в экономической системе являются социально-экономические отношения. Маркс доказал неизбежность смены капитализма социализмом и коммунизмом. Он развил трудовую теорию стоимости, на базе которой была создала теория прибавочной стоимости, как источника прибыли. К. Маркс создал метод материалистической диалектики.

Во второй половине XIX в. начинает развиваться неоклассическая экономическая теория. Наиболее известный её представитель – английский ученый Альфред Маршалл (1842-1924 г.), в своих работах он опирался и на идеи классической теории, и на идеи маржинализма – это течение в экономической теории, возникшее во второй половине XIX в. Маржиналисты в своих исследованиях использовали предельные величины, такие как предельная полезность, предельная производительность. Эти понятия использовались ими в теории цены, теории заработной платы, при объяснении многих других явлений (маржиналисты – Вальрас, Менгер, Визер и многие другие). А Маршалл настаивал, что цена любого блага определяется соотношением спроса и предложения.

В середине XX века, в период Великой депрессии, возникло следующее учение – Кейнсианство, по имени основателя Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946), главным его произведением считается «Общая теория занятости, процента и денег», в 1936 г. Кейнса можно считать основателем макроэкономики.

Кейнс доказал, что рыночная экономика не может быть саморегулируемой, не может обеспечить «эффективный спрос», достаточный, чтобы использовать полностью имеющееся ресурсы. Необходимо регулировать экономику при помощи бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Например, в период экономического спада правительство должно снижать налоги и увеличивать государственные расходы. В экономической политике стран Запада Кейнсианство было господствующим направлением до конца 1970-х годов.

На рубеже XIX-XX в. возник институционализм. Возник он в США, но стремительно распространился по всему свету. Упор делается на такие институты, как семья, государство, право, нравственные нормы, профсоюзы. И институционалисты утверждают, что экономика не способна саморегулироваться. Самым известным представителем этой школы является Джон Кеннет Гэлбрейт (1908-2006 г.), главным оппонентом и кейнсианста и и нституционализма является монетаризм, главным идеологом которого является Милтон Фридман (1912-2006 г.). Монетаристы утверждают, что на экономическое развитие оказывает решающее влияние денежная масса. Рост национального дохода зависит от роста денежной массы.

Роль государства сводится к контролю над денежной массой, находящейся в обращении и в запросах, для достижения сбалансированности государственного бюджета и стабильности уровня цен.

Цель экономической деятельности людей – нахождение наиболее эффективных способов удовлетворения их безграничных потребностей ограниченными ресурсами.

Потребности – это выражение нужды, недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности и общества в целом. Широко известна группировка потребностей Абрахама Маслоу:

- Потребность в саморазвитии.

- Потребность в уважении.

- Потребность в социальных контактах.

- Потребность в безопасности и самосохранении.

- Физиологические потребности.

Экономические потребности можно удовлетворить с помощью экономических благ. Экономические блага – произведенные товары и услуги. Ограниченность ресурсов вызывает необходимость решать вопрос о поиске лучшего сочетания факторов производства, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей, то есть порождает проблему выбора, которая возникает не только перед национальной экономикой, но и перед каждой фирмой, перед конкретным человеком. Отражением этой проблемы и являются главные вопросы экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить? Ответы на эти вопросы зависят от существующей в стране экономической системы.

Экономическая система – это совокупность организационных механизмов, с помощью которых происходит распределение ограниченных ресурсов общества для удовлетворения потребностей людей. Характер системы зависит от собственности на факторы производства и от механизма взаимодействия хозяйствующих объектов.

Типы экономических систем:

1. Традиционная – была характерна для стран средневековой Западной Европы, сегодня она существует в слаборазвитых странах.

2. Командная (плановая) – всеми сферами управляет государство. Минус её – не всегда учитываются потребности населения. Была характерна для СССР.

3. Рыночная – ответы на все вопросы экономики дает рынок.

В чистом виде такая экономика не существует, т.к. государство обязательно должно выполнять регулирующие функции.

4. Смешанная – такая экономка, которая регулируется рыночным механизмом и государством.

5. Переходная – такая экономика характерна для стран, осуществляющих переход от плановой к смешанной, в том числе России.

Перед любым обществом стоит ряд проблем, которые зависят от экономического и политического развития. Поэтому, прежде всего, требуется реализовать жизненно важные э кономические цели, такие как:

1. Экономический рост;

2. Полная занятость;

3. Экономическая эффективность;

4. Стабильный уровень цен;

5. Справедливое распределение доходов;

6. Экономическая свобода;

Экономическая свобода – это широта хозяйственного поведения субъектов экономики, свобода выбора ими форм собственности и сферы приложения своих способностей, знаний, возможностей, способов распределения доходов, потребления материальных благ. Экономическая свобода реализуется на базе законодательных государственных норм и не отделима от экономической ответственности граждан.

Правовую основу экономической системы создает собственность.

Собственность представляет собой исторически обусловленную форму присвоения материальных благ и услуг. Включает в себя юридический и экономический аспекты. Основными формами собственности являются частная и общественная (государственная, муниципальная).

Конкуренция (от. латинского конкурере – столкновение) – это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг с целью получения максимальной прибыли. Именно конкуренция помогает решить главные вопросы экономики: Что? Как? Для кого производить?

Продавцы используют разные методы конкурентной борьбы:

- добросовестная:

- ценовая;

- неценовая;

- недобросовестная:

- промышленный шпионаж;

- ложная реклама;

- демпинг;

и другие

Недобросовестная конкуренция запрещена законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В зависимости от соотношения конкуренции и монополии различают два типа рынка:

1. Рынок совершенной конкуренции, его основные черты:

- Значительное число продавцов и покупателей;

- Все продавцы реализуют стандартную продукцию;

- Любой производитель может свободно начать производство любого товара. Или легко покинуть рынок;

- Цена стабильна и отдельный продавец не может влиять на неё;

- Продавцы и покупатели имеют одинаковую информацию;

Если хотя бы одно из перечисленных условий не выполняется, мы имеем дело с несовершенной конкуренцией.

2. Рынок несовершенной конкуренции – подразделяется на три типа:

1 - Чистая монополия – на рынке представлена одна фирма и полностью контролирует рынок;

2 - Олигополия – на рынке со множеством покупателей функционирует несколько производителей. Что бы не ввязаться в ценовую войну (а это благо для потребителя!) олигополисты вынуждены договариваться о ценах, чаще всего этот сговор «наносит удар» по потребителю.

3 - Монополистическая конкуренция – большое количество производителей однотипного товара не могут контролировать рынок. При такой конкуренции сговор продавцов практически невозможен.

Существуют и другие типы рыночных структур:

- Монопсония – при множестве продавцов наблюдается один покупатель (например, рынок труда или рынок вооружения);

- Двусторонняя монополия – на рынке существует один продавец (монополист) и один покупатель (монопсонист);

- Монополия, использующая ценовую дискриминацию – фирма, продающая товар разным категориям покупателей по разным ценам. Дискриминация делится на две группы:

1. Изменение цены в зависимости от объема продаж;

2. Изменение цены в зависимости от территориальной принадлежности покупателя, по сезону и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: