| Методы |
| Функции (роль в процессе познания) |
| Ориента ционная |
| Познава тельная |
| Регулятвная |
| Стимули рующая |
| Предупредительная (профилактическая) |
| Ценност ная |
| Оценоч ная |
| Общенаучные |
| Эмпирические: наблюдение и эксперимент |
| Специальные: экстраполяция, историческая аналогия, моделирование |
| По характеру: теоретическое (научное) - практическое (эмпирическое) - повседневное (обыденное) |
| По точности результатов: точное - приблизительное (вероятностное) |
| По срокам (времени упреждения): оперативное или текущее (до 1 года) - среднесрочное (до 5 лет) - долгосрочное (до 15 лет) |
| По целям: поисковое - нормативное |
| По глубине: фундаментальное - прикладное |
| По сферам: явлений природы - социальное (экономическое, политическое, военное и т.п.) - мышления и поведения отдельных людей |
| По формам: предчувствие -предвосхищение - предугадывание - предсказание -прогнозирование |
| Овладение методологией познания |
| Интересы общества или его отдельных групп (потребности общественного развития) |
| Опыт познавательной и практической деятельности |
| Социальная позиция человека-исследователя |
| Единство мира, всеобщая связь предметов и явлений |
| Развитие мира |
| Преемственность между прошлым и будущим |
| Действие всеобщих законов развития природы, общества, мышления |
| Принципиальная познаваемость мира |
| Наличие у человека сознания |
| Способность сознания к опережающему отражению мира |
| Взаимосвязь рационального и иррационального в мышлении человека, способность к интуиции |
| Всеобщий философский |
| Теоретические: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, конкретизация |
| Предвидение – процесс получение знаний о природных явлениях до того, как они были обнаружены на практике, т.е. опережающее познание, имеющее сложный, противоречивый, вариативный и вероятностный характер |
| Типология |
| Субъективные условия |
| Объективные основы(возможности) |






