| По предмету исследования |
| По объекту исследования |
| Общие основы (общая теория) военной науки |
| Теория стратегий |
| Теория оперативного искусства |
| Теория тактики |
| Теория миротворческих действий |
| Теория строительства ВС |
| Теория воинского обучения и воспитания |
| Теория морально-психологического обеспечения |
| Теория военной экономики и тылового обеспечения |
| История войн, военного искусства и ВС |
| Теория видов ВС и родов войск (могут включать в себя предыдущие элементы с учетом спецификации видов ВС и родов войск) |
| Теория управления ВС |
| Теория обеспечений действий войск |
| Теория вооружения |
| Теория военной инфраструктуры |
| Военно-социальные науки: философия войны, военная политология, военная социология, военная экономика, военное право, военная педагогика, военная психология, военная этика, военная история |
| Наука о военной подготовке войск: теория оперативной и боевой подготовки, теория обучения и воспитания, теория морально-психологического обеспечения, теория мобилизационной подготовки |
| Военно-специальные науки: военная статистика, военная топография и картография, геодезия и военная навигация, военная гидрометеорология, военная медицина, военная экология, военная акмеология |
| Военно-технические науки: прогноз программ вооружений и военной техники, теория конструирования ВВТ, баллистика, теория полетов, теория моделирования военных действий, теория взрывчатых веществ и боеприпасов |
| Наука о военном искусстве (наука о ведении войны): теория стратегий, теория оперативного искусства, теория тактики, теория всестороннего обеспечения боевых действий, теория управления ВС, теория миротворческих действий |
| Военно-исторические науки: история войн и военные науки, история военного искусства, история строения ВС, история военной техники |
| Общие основы военной науки |
| Философия техники – совокупность различных философских течений, школ и концепций, рассматривающих мировоззренческие, гносеологические и методологические проблемы развития техники, технологий и научно-технического прогресса в целом |
| Исторические этапы развития |
| Основные проблемы исследования |
| Основные современные концепции |
| 1777 г. – книга И. Бекмана «Руководство по технологии или познание ремесел, фабрик и мануфактур» |
| 1877 г. – работа Э. Каппа «Основные черты философии техники» |
| 50-60-е гг. ХХ в.: М. Хайдеггер: «Техника – важнейший способ обнаружения глубинных связей бытия»; К. Ясперс: «Техника – принципиально новый фактор мировой истории» |
| 70-80-е гг. ХХ в.: Э. Агасси и Ж. Эллюль придают термину «техника» широкий мировоззренческий смысл – техника как совокупность рационально обработанных методов и средств областей человеческой деятельности |
| Технократические (оптимистичекие) – развитие техники и технологий – благо для человека и общества |
| Постиндустриальное общество (Д. Белл) |
| Концепция «третьей волны» (О.Тоффлер) |
| Технотронное общество (З.Бжезинский) |
| Кибернетичекое общество (Д. Платт) |
| Общество услуг (Н.Гешуни) |
| Информационное общество (И.Масуда) |
| Общество ХXI века (Г.Кант, А.Виннер) |
| Менеджеральная революция (Дж.Бернхейн) |
| Теория стадий экономического роста (У.Ростоу) |
| Особенности их взаимодействия с человеком и обществом в целом |
| 90-е гг. ХХ века: - техника как приемы и средства человеческой деятельности; - технология как последовательность процедур применения техники в человеческой деятельности, то есть процесс; - информационная революция как качественный поступательные скачок в сфере информационных технологий |
| Концепция стагнации (Г.Маркузе) |
| Теория гуманизации техники (Э.Фромм) |
| Концепция научно-технического пессимизма (Ж.Эллюль) |
| Теория «пределов роста» («Римский клуб», Комиссия XXI века») |
| Социальные последствия этих феноменов |
| Сущность техники, технологий, НТП и современной информационной революции |
| Технофобические (антитехнократические, пессиместические) – в основе идея «цены» технического прогресса, его непредсказуемых негативных физических и нравственных последствий для человека и общества |
| Технократические |
| Наука и техника являются ведущими факторами в жизни общества Все социальные проблемы могут быть решены только на основе достижений НТР Управление обществом необходимо сосредоточить в руках технических специалистов /менеджеров/ Развитие науки и техники превращается в саморазвивающийся процесс |
| Негативные последствия НТР превышают те блага, которые она приносит - дальнейший научно-технический прогресс нецелесообразен и человечество должно отказаться от технологического пути развития Быстрый рост научно-технических открытий, особенно в военной области, неизбежно ведет мир к термоядерной катастрофе |
| Теория «стагнации» (сохранение достигнугого уровня или сокращения общественного производства) (О. Тоффлер, Г. Маркузе) Теория «гуманизация техники» (Э.Фромм) Теория «научно-технического пессимизма» (Ж. Эллюль) |
| Технофобические |
| Основные идеи |
| Представители |
| Теория «индустриального», постиндустриального» и «технотронного» общества (Р. Арон, У. Ростоу, Д. Бэлл, 3. Бжезинский, Дж. Гэлбрейт) Теория «менеджеральной революции» (Дж. Бернхейн) Теория «военно-технологического детерминизма» (Г. Кан, Т. Шелинг) |






