| Философия религии - раздел философии, изучающий всеобщие закономерности происхождения, становления, функционирования и развития религии как подсистемы социального бытия, ее роль в жизни человека и общества |
| Религия как подсистема социального бытия |
| Всеобщие законы происхождения, становления, функционирования и развития религии |
| Современные мировые религии |
| Региональные (национальные) культы и религии современности |
| Взаимосвязь религии с наукой, культурой и другими формами общественного сознания |
| Секуляризация, атеизм и свободомыслие |
| Религия и воинская деятельность |
6.2. Основные направления философского осмысления религии и этапы исторического
развития философии религии
| Религиозно-философское (богословское, теологическое) направление осмысления религии |
| Языческая теология (полидемонизм, политеизм, многобожие): Пифагор. Платон |
| Классическая христианская и исламская теология: - апологетика (Юстин Мученик, Терту Лиан, Нестор Летописец) и ханбализм (Ибн Ханбал); - патристика или «учение отцов церкви» (Филон Александрийский, Августин Блаженный) и шиизм (Ибн Али); - мистика (Иоахим Флорский) и суфизм (Аль Басри); - схоластика (Ф.Аквинский, П.Абеляр, Д.Скотт) и мутазилизм (Ибн Ата, Аль-Алаф, Аль-Джахиз) |
| Ортодоксальная протестантская теология (теология периода реформации): МЛютер, Т.Мюнцер, Ж.Кальвин, У.Цвингли, Н.Кузанский. И.Волоцкий, Н.Сорский, М.Грек) и суннизм (Ибн Хитам, Ибн Исхак) |
| Либеральная теология (Ф.Шлейермахер, Э.Трельч, Ф.Прокопович, Г.Сковорода, А.Курбский) |
| Современная теология: - феноменология религии (М.Шелер, У.Джеймс); - концепция «всеединства» (В.Соловьев, С.Булгаков, П. Флоренский, В.Зеньшаский); - русский космизм (Н.Федоров, К.Циолковский, В.Вернадский, А. Чижевский); - историческая теология(Б. Малиновский. Э.Тейлор, Д.Фрезер); - теология кризиса (К.Барт, П.Тилих); - радикальная иди новая теология (К.Балхоффер, Д.Робертс); - исламская реформация (Аль-Афгани, М.Абдо, М.Икбал) |
| Атеистическое направление философского осмысления религии (свободомыслие) |
| Свободомыслие Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, Гераклита, Демокрита, Анаксагора, Продика, Эпикура, Тита Лукреция Кара, Крития, Сократа |
| Свободомыслие У.Оккама, Ибн Рушда, О.Хайма, Ибн Раванди, Ибн Аерази, Ибн Маари, Сигера Бробантского, Юлиана Отступника, П. Абеляра) и еретичество (гностицизм, арианство, монофизитство, павликанство, манихейство) |
| Атеизм П. Помпонацци, Д.Бруно, Д.Ванини и скептицизм М. Монтеня |
| Атеизм Б.Спинозы, Р.Декарта, П. Гассенди, Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Д. Локка, П.Бейля, Ж. Мелье, Ф. Вольтера, Д. Дидро, К. Гельвеция, П. Гольбаха, М. Ломоносова |
| Атеизм Л. Фейербаха, А. Герцена, В. Белинского, Н. Чернышевского, Н. Добролюбова, Ч. Дарвина, Э. Геккеля, К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, Б. Рассела, Ж.-П. Сартра, К. Ламонта |
| Атеистический скептицизм Египта, Вавилона, Китая и Индии: идея божественного как такового не отрицается, а есть лишь неверие в силу божественного духа, т.е. одного из свойств богов (божественной мощи): Гван Чун, Чарвака (Локаята) |
| Первоначальная родоплеменная теология (фетишизм, тотемизм, магия, анимизм, табу, культ предков, культ вождя, культ племени, жертвоприношения): даосизм, веданта, миманса, джацнизм, буддизм |
6.3. Сущность, происхождение, типология и функции религии
| Религия (лат. religio) - культ богов, благочестие, святость, восстановление или воспроизведение связи человека с богом |
| Воссоединение человека и мира с безусловным началом, средоточием всего сущего. В. С. Соловьев |
| Вера в объективное существование высших ценностей. С. Л. Франк |
| Специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил, при котором земные силы принимают вид внеземных. Ф. Энгельс |
| Стремление человека и общества к непосредственной связи с абсолютом, с Богом, богами, субстанцией, главной святыней. Современный философский словарь. М., 1996 |
| Специфическое общественное образование, характеризуемое как совокупность общественных отношений, связанных с верой в Бога, с действием потусторонних сил, определяющих все общественное и судьбу каждого в отдельности. Философский словарь. М., 1999 |
| Материалистическая версия: религия - продукт общественной жизни |
| Субъективно-идеалистическая концепция: религия - порождение человека, его чувств и воображения |
| Объективно-идеалистическая трактовка: религия дана человеку сверхъестественным началом (Богом) |
6.4. Христианство как мировая религия
| Христианство Число верующих - 1 млрд. человек |
| - появляется в Палестине в I в.н.э.; - идейные и религиозные предшественники: неоплатонизм Филона Александрийского (25 до н.э. -50 н.э.) нравственное учение римского философа - Стоика Сенеки (ок. 4 до н.э. -65 н.э.), иудаизм и религиозные культы Древнего Востока (Египта, Вавилона) и Рима (политеизм); - христианство как ясная и понятная форма социального протеста против бесчеловечных общественных порядков быстро превратилось в мощное идейное течение, так как в отличие от римской религии и восточных культов не носило узконационального характера, а отстаивало идею всеобщей справедливости, равенства и спасения; - в конце I - начале II вв. состав христианских общин изменяется (в них уже преобладают не обездоленные, а зажиточные слои, священники оттесняют от руководства пророков - харизматиков), наблюдается все больший отход от прежних демократических тенденций, все настойчивее становится стремление к союзу с императорской властью; - император Константин (285-337) объявил христианство официальной государственной религией Римской империи; - вследствие разделения Римской империи на Западную и Восточную в395 г. разделяется на 5 автокефальных (самостоятельных) церквей (Римская, Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская), затем в 1054-1204гг. происходит раскол на две конфессии (католицизм и православие). В XVI веке оформляется третья конфессия - протестантизм |
| - основные источники Библия или священное писание (Ветхий и Новый Заветы), священное предание (постановление 7 Вселенских Соборов), Требник (собрание литургии), учение отцов церкви, постановления поместных соборов, послания высших церковных иерархов, культовые традиции. Главные догматы: - Единый Бог, но в трех ипостасях (Святая троица); - Бог - творец и создатель мира; - первородный грех человечества; - Боговоплощение (Иисус - единство божественного и человеческого); - искупление (Иисус искупляет грехи человечества); - воскрешение из мертвых; - догмат крещения (прихода в христианство); - вера в загробную жизнь; - важнейшие из обрядов - 7 таинств: крещение, причастие, священство (возведение в духовный сан), исповедь, миропомазание, соборование, освящение брака; - система религиозных (культовых) праздников: двунадесятые (12) - остальные, господни-богородичьи - другие, великие-средние-малые, неподвижные (постоянные) - подвижные (зависят от движущейся Пасхи), храмовые (престольные) - в честь святых; - религиозная организация: клир (назначаемые священники), мир (миряне, паства, приход, т.е. верующие), молитвенные собрания, религиозные общины (материальные и финансовые дела) |
| - католицизм (западно-европейская конфессия); - православие (восточно-европейская конфессия); - протестантизм (центрально-европейская и американская конфессия); - внутри конфессий существуют различные церкви, толки и концепции, различающиеся по специфике вероучения, догматики, культа и организации |