Философия религии - раздел философии, изучающий всеобщие закономерности происхождения, становления, функционирования и развития религии как подсистемы социального бытия, ее роль в жизни человека и общества
|
Религия как подсистема социального бытия
|
Всеобщие законы происхождения, становления, функционирования и развития религии
|
Происхождение религии, объективные и субъективные предпосылки ее возникновения
|
Исторические формы религии
|
Социальные функции религии, ее роль в жизни человека
и общества
|
Современные мировые религии
|
Региональные (национальные) культы и религии современности
|
Взаимосвязь религии с наукой, культурой и другими формами общественного сознания
|
Секуляризация, атеизм и свободомыслие
|
Религия и воинская деятельность
|
6.2. Основные направления философского осмысления религии и этапы исторического
развития философии религии
Исторические типы философии
|
Религиозно-философское (богословское, теологическое) направление осмысления религии
|
Языческая теология (полидемонизм, политеизм, многобожие): Пифагор. Платон
|
Классическая христианская и исламская теология:
- апологетика (Юстин Мученик, Терту Лиан, Нестор Летописец) и ханбализм (Ибн Ханбал);
- патристика или «учение отцов церкви» (Филон Александрийский, Августин Блаженный) и шиизм (Ибн Али);
- мистика (Иоахим Флорский) и суфизм (Аль Басри);
- схоластика (Ф.Аквинский, П.Абеляр, Д.Скотт) и мутазилизм (Ибн Ата, Аль-Алаф, Аль-Джахиз)
|
Ортодоксальная протестантская теология (теология периода реформации): МЛютер, Т.Мюнцер, Ж.Кальвин, У.Цвингли, Н.Кузанский. И.Волоцкий, Н.Сорский, М.Грек) и суннизм (Ибн Хитам, Ибн Исхак)
|
Либеральная теология (Ф.Шлейермахер, Э.Трельч, Ф.Прокопович, Г.Сковорода, А.Курбский)
|
Современная теология:
- феноменология религии (М.Шелер, У.Джеймс);
- концепция «всеединства» (В.Соловьев, С.Булгаков, П. Флоренский, В.Зеньшаский);
- русский космизм (Н.Федоров, К.Циолковский, В.Вернадский, А. Чижевский);
- историческая теология(Б. Малиновский. Э.Тейлор, Д.Фрезер);
- теология кризиса (К.Барт, П.Тилих);
- радикальная иди новая теология (К.Балхоффер, Д.Робертс);
- исламская реформация (Аль-Афгани, М.Абдо, М.Икбал)
|
Философия Древнего Востока
|
Философия эпохи Возрождения
|
Философия Просвещения и Нового Времени
|
Атеистическое направление философского осмысления религии (свободомыслие)
|
Свободомыслие Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, Гераклита, Демокрита, Анаксагора, Продика, Эпикура, Тита Лукреция Кара, Крития, Сократа
|
Свободомыслие У.Оккама, Ибн Рушда, О.Хайма, Ибн Раванди, Ибн Аерази, Ибн Маари, Сигера Бробантского, Юлиана Отступника, П. Абеляра) и еретичество (гностицизм, арианство, монофизитство, павликанство, манихейство)
|
Атеизм П. Помпонацци, Д.Бруно, Д.Ванини и скептицизм М. Монтеня
|
Атеизм Б.Спинозы, Р.Декарта, П. Гассенди, Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Д. Локка, П.Бейля, Ж. Мелье, Ф. Вольтера, Д. Дидро, К. Гельвеция, П. Гольбаха, М. Ломоносова
|
Атеизм Л. Фейербаха, А. Герцена, В. Белинского, Н. Чернышевского, Н. Добролюбова, Ч. Дарвина, Э. Геккеля, К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, Б. Рассела, Ж.-П. Сартра, К. Ламонта
|
Атеистический скептицизм Египта, Вавилона, Китая и Индии: идея божественного как такового не отрицается, а есть лишь неверие в силу божественного духа, т.е. одного из свойств богов (божественной мощи): Гван Чун, Чарвака (Локаята)
|
Первоначальная родоплеменная теология (фетишизм, тотемизм, магия, анимизм, табу, культ предков, культ вождя, культ племени, жертвоприношения): даосизм, веданта, миманса, джацнизм, буддизм
|
6.3. Сущность, происхождение, типология и функции религии
Религия (лат. religio) - культ богов, благочестие, святость, восстановление или воспроизведение связи человека с богом
|
Воссоединение человека и мира с безусловным началом, средоточием всего сущего.
В. С. Соловьев
|
Вера в объективное существование высших ценностей.
С. Л. Франк
|
Специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил, при котором земные силы принимают вид внеземных.
Ф. Энгельс
|
Стремление человека и общества к непосредственной связи с абсолютом, с Богом, богами, субстанцией, главной святыней.
Современный философский
словарь. М., 1996
|
Специфическое общественное образование, характеризуемое как совокупность общественных отношений, связанных с верой в Бога, с действием потусторонних сил, определяющих все общественное и судьбу каждого в отдельности.
Философский словарь. М., 1999
|
Материалистическая версия: религия - продукт общественной жизни
|
Субъективно-идеалистическая концепция: религия - порождение человека, его чувств и воображения
|
Объективно-идеалистическая трактовка: религия дана человеку сверхъестественным началом (Богом)
|
6.4. Христианство как мировая религия
Христианство
Число верующих - 1 млрд. человек
|
- появляется в Палестине в I в.н.э.;
- идейные и религиозные предшественники: неоплатонизм Филона Александрийского (25 до н.э. -50 н.э.) нравственное учение римского философа - Стоика Сенеки (ок. 4 до н.э. -65 н.э.), иудаизм и религиозные культы Древнего Востока (Египта, Вавилона) и Рима (политеизм);
- христианство как ясная и понятная форма социального протеста против бесчеловечных общественных порядков быстро превратилось в мощное идейное течение, так как в отличие от римской религии и восточных культов не носило узконационального характера, а отстаивало идею всеобщей справедливости, равенства и спасения;
- в конце I - начале II вв. состав христианских общин изменяется (в них уже преобладают не обездоленные, а зажиточные слои, священники оттесняют от руководства пророков - харизматиков), наблюдается все больший отход от прежних демократических тенденций, все настойчивее становится стремление к союзу с императорской властью;
- император Константин (285-337) объявил христианство официальной государственной религией Римской империи;
- вследствие разделения Римской империи на Западную и Восточную в395 г. разделяется на 5 автокефальных (самостоятельных) церквей (Римская, Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская), затем в 1054-1204гг. происходит раскол на две конфессии (католицизм и православие). В XVI веке оформляется третья конфессия - протестантизм
|
- основные источники Библия или священное писание (Ветхий и Новый Заветы), священное предание (постановление 7 Вселенских Соборов), Требник (собрание литургии), учение отцов церкви, постановления поместных соборов, послания высших церковных иерархов, культовые традиции.
Главные догматы:
- Единый Бог, но в трех ипостасях (Святая троица);
- Бог - творец и создатель мира;
- первородный грех человечества;
- Боговоплощение (Иисус - единство божественного и человеческого);
- искупление (Иисус искупляет грехи человечества);
- воскрешение из мертвых;
- догмат крещения (прихода в христианство);
- вера в загробную жизнь;
- важнейшие из обрядов - 7 таинств: крещение, причастие, священство (возведение в духовный сан), исповедь, миропомазание, соборование, освящение брака;
- система религиозных (культовых) праздников: двунадесятые (12) - остальные, господни-богородичьи - другие, великие-средние-малые, неподвижные (постоянные) - подвижные (зависят от движущейся Пасхи), храмовые (престольные) - в честь святых;
- религиозная организация: клир (назначаемые священники), мир (миряне, паства, приход, т.е. верующие), молитвенные собрания, религиозные общины (материальные и финансовые дела)
|
- католицизм (западно-европейская конфессия);
- православие (восточно-европейская конфессия);
- протестантизм (центрально-европейская и американская конфессия);
- внутри конфессий существуют различные церкви, толки и концепции, различающиеся по специфике вероучения, догматики, культа и организации
|