Философия религии как отрасль философского знания

Философия религии - раздел философии, изучающий всеобщие закономерности происхождения, становления, функционирования и развития религии как подсистемы социального бытия, ее роль в жизни человека и общества
Объект исследования
Предмет осмысления
Важнейшие проблемы
Основные направления
Религия как подсистема социального бытия
Всеобщие законы проис­хождения, становления, функционирования и раз­вития религии
Сущность религии
Происхождение религии, объективные и субъективные предпосылки ее возникновения
Структура религии
Исторические формы религии
Социальные функции религии, ее роль в жизни человека и общества
Современные мировые религии
Региональные (национальные) культы и религии современности
Взаимосвязь религии с нау­кой, культурой и другими формами общественного сознания
Религиозная картина мира
Секуляризация, атеизм и свободомыслие
Религия и воинская деятель­ность
Атеистическое
Религиозно-философское
Теологическое
Светское

6.2. Основные направления философского осмысления религии и этапы исторического

развития философии религии

Исторические типы философии
Религиозно-философское (богословское, теологическое) направление осмысления религии
Языческая теология (полидемонизм, поли­теизм, многобожие): Пифагор. Платон
Классическая христианская и исламская теология: - апологетика (Юстин Мученик, Терту Лиан, Нестор Летопи­сец) и ханбализм (Ибн Ханбал); - патристика или «учение отцов церкви» (Филон Александ­рийский, Августин Блаженный) и шиизм (Ибн Али); - мистика (Иоахим Флорский) и суфизм (Аль Басри); - схоластика (Ф.Аквинский, П.Абеляр, Д.Скотт) и мутазилизм (Ибн Ата, Аль-Алаф, Аль-Джахиз)
Ортодоксальная протестантская теология (теология периода реформации): МЛютер, Т.Мюнцер, Ж.Кальвин, У.Цвингли, Н.Кузанский. И.Волоцкий, Н.Сорский, М.Грек) и суннизм (Ибн Хитам, Ибн Исхак)
Либеральная теология (Ф.Шлейермахер, Э.Трельч, Ф.Прокопович, Г.Сковорода, А.Курбский)
Современная теология: - феноменология религии (М.Шелер, У.Джеймс); - концепция «всеединства» (В.Соловьев, С.Булгаков, П. Флоренский, В.Зеньшаский); - русский космизм (Н.Федоров, К.Циолковский, В.Вернадский, А. Чижевский); - историческая теология(Б. Малиновский. Э.Тейлор, Д.Фрезер); - теология кризиса (К.Барт, П.Тилих); - радикальная иди новая теология (К.Балхоффер, Д.Робертс); - исламская реформация (Аль-Афгани, М.Абдо, М.Икбал)
Философия Древнего Востока
  Античная философия
Средневековая философия
Философия эпохи Возрождения
Философия Просвещения и Нового Времени
  Философия XIX-XX веков
Атеистическое направление фило­софского осмысления религии (свободомыслие)
Свободомыслие Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, Гераклита, Демокрита, Анаксагора, Продика, Эпикура, Тита Лукреция Кара, Крития, Сократа
Свободомыслие У.Оккама, Ибн Рушда, О.Хайма, Ибн Раванди, Ибн Аерази, Ибн Маари, Сигера Бробантского, Юлиана От­ступника, П. Абеляра) и еретичество (гности­цизм, арианство, монофизитство, павликанство, манихейство)
Атеизм П. Помпонацци, Д.Бруно, Д.Ванини и скептицизм М. Монтеня
Атеизм Б.Спинозы, Р.Декарта, П. Гассенди, Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Д. Локка, П.Бейля, Ж. Мелье, Ф. Вольтера, Д. Дидро, К. Гельвеция, П. Гольбаха, М. Ломоносова
Атеизм Л. Фейербаха, А. Герцена, В. Белинского, Н. Чернышевского, Н. Добролюбова, Ч. Дарвина, Э. Геккеля, К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, Б. Рассела, Ж.-П. Сартра, К. Ламонта
Атеистический скептицизм Египта, Вавило­на, Китая и Индии: идея божественного как такового не отрицается, а есть лишь неверие в силу божественного духа, т.е. одного из свойств богов (божественной мощи): Гван Чун, Чарвака (Локаята)
Первоначальная родоплеменная теология (фети­шизм, тотемизм, магия, анимизм, табу, культ предков, культ вождя, культ племени, жертвоприношения): даосизм, веданта, миманса, джацнизм, буддизм

6.3. Сущность, происхождение, типология и функции религии

Религия (лат. religio) - культ богов, благочестие, святость, восстановление или воспроизведение связи человека с богом  
Сущность
Структура  
Типология
Функции
Происхождение
Воссоединение человека и мира с безусловным началом, средоточи­ем всего сущего. В. С. Соловьев  
Вера в объективное существование высших ценностей. С. Л. Франк  
Специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил, при котором земные силы принимают вид внеземных. Ф. Энгельс  
Стремление человека и общества к непосредственной связи с абсо­лютом, с Богом, богами, субстан­цией, главной святыней. Современный философский словарь. М., 1996  
Специфическое общественное образование, характеризуемое как совокупность общественных отношений, связанных с верой в Бога, с действием потусторонних сил, определяющих все общественное и судьбу каждого в отдельности. Философский словарь. М., 1999  
Материалистическая версия: религия - продукт общественной жизни
Субъективно-идеалистическая концепция: религия - порождение че­ловека, его чувств и воображения
Объективно-идеалистическая трактовка: религия дана человеку сверхъестествен­ным началом (Бо­гом)
Религиозное сознание
Религиозная вера
Религиозный культ
Религиозные организации
Фетишизм
Тотемизм
Магия
Язычество
Мировоззренческая
Соборная
Компесаторная
Интегрирующая
Регулятивная
Коммуникативная
Этическая (нравственная)
Благотворительная
Утешительная
Культурно-транслирующая
Католицизм
Православие
Протестантизм
Иудаизм
Зороастризм
Джайнизм
Индуизм
Конфуцианство
Синтоизм
Даосизм

6.4. Христианство как мировая религия

Христианство Число верующих - 1 млрд. человек    
Возникновение  
Основы вероучения  
Основные направления  
- появляется в Палестине в I в.н.э.; - идейные и религиозные предшественники: неоплатонизм Филона Александрийского (25 до н.э. -50 н.э.) нравственное учение римского философа - Стоика Сенеки (ок. 4 до н.э. -65 н.э.), иудаизм и религиозные культы Древнего Востока (Егип­та, Вавилона) и Рима (политеизм); - христианство как ясная и понятная форма социального протеста против бесчеловечных общественных порядков быстро превратилось в мощное идейное течение, так как в отличие от римской рели­гии и восточных культов не носило узконационального характера, а отстаивало идею всеобщей справедливости, равенства и спасения; - в конце I - начале II вв. состав христианских общин изменяется (в них уже преобладают не обездоленные, а зажиточные слои, священники оттесняют от руководства пророков - харизматиков), наблюдается все больший отход от прежних демократических тенденций, все настойчивее становится стремление к союзу с императорской властью; - император Константин (285-337) объявил христианство официальной государственной рели­гией Римской империи; - вследствие разделения Римской империи на Западную и Восточную в395 г. разделяется на 5 ав­токефальных (самостоятельных) церквей (Римская, Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская), затем в 1054-1204гг. происходит раскол на две конфес­сии (католицизм и православие). В XVI веке оформляется третья конфессия - протестантизм  
- основные источники Библия или священное писание (Ветхий и Новый Заветы), священное пре­дание (постановление 7 Вселенских Соборов), Требник (собрание литургии), учение отцов церкви, постановления поместных соборов, по­слания высших церковных иерархов, культовые традиции. Главные догматы: - Единый Бог, но в трех ипостасях (Святая трои­ца); - Бог - творец и создатель мира; - первородный грех человечества; - Боговоплощение (Иисус - единство божест­венного и человеческого); - искупление (Иисус искупляет грехи человече­ства); - воскрешение из мертвых; - догмат крещения (прихода в христианство); - вера в загробную жизнь; - важнейшие из обрядов - 7 таинств: крещение, причастие, священство (возведение в духовный сан), исповедь, миропомазание, соборование, освящение брака; - система религиозных (культовых) праздников: двунадесятые (12) - остальные, господни-богородичьи - другие, великие-средние-малые, не­подвижные (постоянные) - подвижные (зависят от движущейся Пасхи), храмовые (престоль­ные) - в честь святых; - религиозная организация: клир (назначаемые священники), мир (миряне, паства, приход, т.е. верующие), молитвенные собрания, религиозные общины (материальные и финансовые дела)    
- католицизм (западно-европейская конфессия); - православие (восточно-европейская конфессия); - протестантизм (центрально-европейская и американская конфес­сия); - внутри конфессий существуют раз­личные церкви, толки и концепции, различающиеся по специфике веро­учения, догматики, культа и органи­зации    


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: