Лидерство – это способность влиять на людей, чтобы побудить их работать для достижения целей организации
Содержание стилей
Характеристика | Авторитарный стиль | Демократический стиль | Пассивный стиль (либеральный) |
Природа стиля | Сосредоточение всей власти и ответственности в руках руководителя. Единоначалие в установлении целей и выборе средств. Коммуникационные потоки идут преимущественно сверху вниз. Отношения с подчиненными - максимально формализованы | Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера. Принятие решений разделено по уровням на основе участия. Коммуникации осуществляются активно в двух направлениях. Отношения с подчиненными – дозировано товарищеские. | Снятие лидером с себя ответственности и отречение от власти в пользу группы. Предоставление возможности самоуправления в желаемом для группы режиме. Коммуникации строятся в основном на «горизонтальной основе». Отношения с подчиненными – вежливо уступающие. |
Сильные стороны | Внимание сосредоточено на порядке, возможность предсказания | Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении | Позволяет начать дело так, как это видится без вмешательства лидера. |
Слабые стороны | Имеются тенденции к сдерживанию индивидуальной инициативы | Демократический стиль требует много времени | Группа может потерять скорость и направление без лидерского вмешательства. |
Контрольные вопросы:
|
|
- Какова роль контроля в управлении?
- Как тактика, политика, процедуры и правила помогают реализовать стратегию?
- Каковы функции процесса управления?
Раздел 7. Функция планирования. Принципы планирования. Формирование целей и задач плана
Прогнозирование предшествует планированию.
Прогнозирование представляет собой исследование будущего организации, нацеленное на решение его стратегических, долговременных задач.
По результатам прогноза расставляются этапы плана, определяются возможные ресурсы, оцениваются ожидаемые условия и среда деятельности, рыночная конъюнктура и т. п. Источниками прогноза могут выступать как собственные исследования персонала организации, так и разработки, выполненные специализированными учреждениями по заказу.
Планирование (как предметная (основная) функция менеджмента) заключается в обоснованном формировании основных направлений и пропорций деятельности организации в соответствии с установленными целями развития, возможностями ресурсного обеспечения и имеющимся спросом на рынках.
Любая организация имеет иерархию планов. В ряду соподчиненности можно различить следующие виды планирования:
|
|
- Общее (долгосрочное основополагающее, концепция фирмы).
- Стратегическое (долгосрочное развитие фирмы, сфер быта, производства, НИОКР, персонала).
- Тактическое (условий хозяйственных операций – производственных мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций, персонала и т. д.).
- Оперативное планирование (конкретных действий на краткосрочный период).
Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также дает возможность контролировать ситуацию.
В общем, в процессе планирования можно выделить:
- процесс целеполагания (определения системы целей);
- процесс сочетания (координации) целей и средств их достижения;
- процесс развития или единство существующей системы работы организации с ее будущим развитием.
Целеполагание – это процесс разработки системы целей, начиная от общих целей организации и заканчивая целями отдельных ее подразделений. В результате получается дерево целей, которое лежит в основе всего процесса планирования (рис.)
Рис. Иерархическая модель планирования
Планирование и планы. Следует различать планирование и планы. План – это детализированная совокупность решений, которые подлежат реализации, перечень конкретных мероприятий и их исполнителей. План является результатом процесса планирования. Планы и планирование имеют различные вариации, и их можно рассматривать с различных точек зрения.
По широте охвата (корпоративное – для всей компании в целом; планирование по видам деятельности), по функции (производственное, финансовое, кадровое, маркетинговое), по подфункции (нар для маркетинга – планирование ассортимента; планирование рекламы; планирование продаж), по временному периоду (долгосрочное планирование – 5 лет и более; среднесрочное – от 2-х до 5 лет; краткосрочное – до 1 года), по степени детализации планов (стратегическое планирование; оперативное или тактическое планирование), по обязательности выполнения (директивные планы для непосредственного обязательного исполнения; индикативные планы – ориентирные)
Стратегическое планирование – это стадия управления, на которой определяются цели деятельности организации на долговременный период, а также разрабатывается система мероприятий, определяющих пути достижения этих целей.
Миссия организации – это четко сформулированные смысл существования организации, ее предназначение, философия бизнеса. Миссия как философия включает в себя ценности, морально-этические нормы и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять. Смысл существования организации раскрывает причину ее появления и отличие данной организации от ей подобных. В миссии организации отражается ее уникальность и значимость для различных субъектов рынка
К обязательным элементам миссии относятся:
- основные направления деятельности (рынки, технологии);
- позиция по отношению к внешней среде (принципы работы, ограничения функционирования);
- культура организации (правила и традиции, имидж)