Структура управления организацией – это взаимное расположение ее элементов и характер связей между ними.
Деятельность каждой организации происходит в конкретной обстановке, определяющей вид данной организации и порядок ее функционирования. Эту обстановку можно условно рассматривать с двух сторон:
элементы обстановки, которые влияют на организацию изнутри и являются ее собственной частью, называют внутренней средой организации;
элементы обстановки, воздействующие на организацию извне, как бы со стороны, относят к внешней среде организации.
Внутреннюю среду организации составляют ее цели, задачи, персонал, организационная структура, технологии управления, производства, работы с информацией.
Внутренняя среда организации во многом является результатом принятия тех или иных управленческих решений и определяется структурой управления.
Жизненный цикл организации.
Рост фирмы на рынке сопряжен с изменением ее организационных состояний, называемых стадиями жизненного цикла организации. Существуют различные модели жизненного цикла организации, в том числе Л. Грейнера, И. Адгизеса и др.
|
|
И. Адгизес описал четыре базовые стадии функционирования фирмы (табл.): создание, рост, зрелость, упадок.
Таблица
Базовые стадии жизненного цикла организации | Особенности целевой ориентации | Ключевые факторы развития |
Создание Рост Зрелость Упадок | Уточнение представлений о клиенте, его специфических потребностях Расширение круга потребителей, закрепление собственного неповторимого имиджа Закрепление завоеванных позиций, решение внутренних проблем организации Поиск путей выхода из критического состояния | Предпринимательство: нечеткие цели. Высокие творческие возможности Коллективность: Неформальное общение и структура Высокие обязательства Формализация Формализация правил. Стабильная комплексная структура. Упор на эффективность Децентрализация (делегирование полномочий и ответственности в структуре). Диверсифицированные рынки Спад: Снижение эффективности. Высокая текучесть кадров. Возрастающие конфликты. |
Организация может выжить и перейти к следующему циклу развития только в том случае, если найдет новую идею, новый товар, привлекательные для потребителя, и займет новое место на рынке. Если ей это удается, то она (организация) может вновь пережить стадии создания, роста, зрелости, которые неизбежно перетекут в новый кризис.
Контрольные вопросы:
- Какие основные переменные в организации следует учитывать руководителю7
- Почему разработка целей является мощным средством координации со стороны руководства?
- Какова взаимосвязь между ценностями и социальной ответственностью?