Чтобы выбрать соответствующую миссию, руководство должно ответить на 2 вопроса: «Кто наши клиенты?», «Какие потребности наших клиентов мы можем удовлетворить?»

Генри Форд, руководитель, хорошо понимающий значение прибыли, определил миссию компании «Форд» - как предоставление людям дешевого транспорта. Он правильно отмечал, «если кто-то делает это, то прибыль едва ли пройдет мимо».

Внешний и внутренний анализ (SWOT – анализ, возможности и опасности)

Анализ внешней среды организации представляет собой процесс определения условий внешней среды, которые могут представлять как возможности для существования фирмы, так и угрозы. Определяются значение факторов среды и их динамика, традиционно оцениваются следующие факторы внешней среды организации:

- экономические: уровень инфляции, ставки кредитования, стабильность валюты, рост/падение уровня доходов населения;

- политико-правовые: государственная политика, уровень налогов, таможенное законодательство, трудовое законодательство;

- социально – демографические: состав населения и динамика его изменения, наличие общественных организаций. тенденции изменения общественного сознания;

- тезнологические6 научно – технический прогресс, тенденции в изменении технологий;

- рыночные: наличие и уровень спроса, уровень конкуренции, слабые и сильные стороны конкурентов;

- культурно – географические: особенности потребления товаров на различных территориях, удаленность территорий с которыми работает организация и т.д.

Оценка внутренней среды организации осуществляется для определения сильных и слабых сторон и обычно проводится по следующим направлениям:

- маркетинг и сбыт: оцениваются потребители организации, уровень их обслуживания товарами и услугами, производимыми организацией (качество, цены, сервис и т.д.)

- финансы: оцениваются финансовые показатели деятельности с целью выявления ресурсов развития;

- производство: загруженность мощностей, их изношенность, технический уровень, качество процессов производства;

- кадры: наличие необходимых специалистов, уровень компетенции, текучесть кадров;

- организация: общий имидж организации, доля на рынке, конкурентное положение.

 
 

Одним из наиболее удобных и действенных методов сопоставления и анализа данных для выбора альтернатив существования организации является метод SWOT – анализа, или матрица возможностей и угроз внешней среды, сильных и слабых сторон предприятия. Суть метода состоит в сопоставлении данных о внешней и внутренней среде фирмы с помощью специальной матрицы (рис.)

Рис. Матрица SWOT. Обобщенный вид.

Первый квадрант показывает, может ли фирма использовать благоприятную ситуацию на рынке для своего развития, достаточно ли у нее ресурсов. Второй – описывает, есть ли у фирмы возможность приспосабливаться к рыночным условиям, или как она может, используя свои сильные стороны (компетенции и навыки) противостоять угрозам внешней среды. Третий квадрант – носит название «Что изменить?» и показывает, можно ли, используя возможности среды, компенсировать свои слабости. Четвертый квадрант – представляет собой список стратегических угроз и отвечает на вопрос6 что мешает предприятию развиваться и достигать целей, выявленных в квадранте 1.

В результате SWOT - анализа получают системное описание ситуации.

Пути достижения поставленных целей. Далее концентрируются на способах достижения поставленных целей. Способ достижения целей определяет стратегию деятельности организации, и именно технологии реализации стратегии должна быть в дальнейшем представлена в плане маркетинга.

Основой всего процесса стратегического планирования является прогнозирование состояния среды деятельности организации. Прогнозирование – определение динамики показателей и процессов, происходящих в среде деятельности организации, на будущие периоды с учетом их взаимосвязей и взаимовлияний.

Контрольные вопросы:

  1. Как влияет внешняя и внутренняя среда на процесс планирования?
  2. Почему миссия организации является основой ее существования?
  3. Какая корреляция существует между формальным планированием и успехом организации?

Раздел 8. Принятие решений в управлении

Решение – это выбор альтернативы действия. Менеджеры не только принимают решения, они несут ответственность. организационные решения – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow